Чтобы уменьшить выбросы углекислого газа, Франция ввела запрет на внутренние авиарейсы на небольшие расстояния, если существует альтернативный вид транспорта.
Официальное подписание запрета произошло во вторник, и он начал действовать спустя два года после того, как депутаты одобрили прекращение внутренних авиаперелетов по маршрутам, где время в пути на поезде не превышает двух с половиной часов.
Согласно информации, предоставленной французскими экологами, выбросы углекислого газа на одного пассажира при перелете самолетом в 77 раз превышают аналогичные показатели при поездке на поезде. Кроме того, на железнодорожных маршрутах, занимающих менее двух с половиной часов, самолет экономит в среднем лишь 40 минут времени.
На данный момент ограничения касаются исключительно коммерческих авиарейсов, в то время как частные самолеты продолжают осуществлять полеты.
Для того чтобы воздушный маршрут был ограничен в соответствии с правилами Европейского Союза, необходимо наличие высокоскоростного железнодорожного сообщения между точками А и Б.
Поезда должны ходить с самого утра и до позднего вечера, чтобы пассажиры имели возможность провести в пункте назначения не менее восьми часов и вернуться.
На данный момент железнодоротное сообщение вместо авиарейсов доступно только по трем направлениям: между аэропортами Париж-Орли и Бордо-Мериньяк, а также Лион Сент-Экзюпери и Нант Атлантик. Изменения не затрагивают стыковочные рейсы.
Специалисты констатируют, что первоначально предполагалось использовать железнодоротный транспорт вместо авиации на маршрутах, занимающих до четырех часов. Однако, в связи с возражениями Союза аэропортов Франции и европейского отделения Международного совета аэропортов ACI Europe, Еврокомиссия вмешалась и сократила максимальную продолжительность таких маршрутов до двух с половиной часов в декабре 2022 года.
Другие потенциально подходящие маршруты также были рассмотрены, однако впоследствии были исключены. Речь шла о направлениях Париж – Шарль де Голль – Бордо, Лион и Ренн, а также Лион – Марсель. В ходе проверки было установлено, что поезда на этих маршрутах не соответствуют требованиям Европейского Союза. В будущем эти направления могут быть включены в перечень запрещенных, когда будет модернизирована железнодорожная инфраструктура.
Air France, крупнейший авиаперевозчик Франции, договорился сократить внутренние рейсы на небольшие расстояния, получив 7 миллиардов евро государственной помощи для преодоления последствий пандемии COVID-19. Другие авиакомпании, в свою очередь, выразили сомнения в правомерности предложений Европейской комиссии.
Сторонники нового постановления подвергают сомнению его эффективность, указывая на ограничение по времени в два с половиной часа и небольшое количество затронутых маршрутов, что делает запрет скорее формальным шагом. Согласно расчетам, выбросы от этих трех маршрутов составляют лишь 3 процента от общего объема выбросов внутренних авиаперевозок.
По мнению экспертов, вместо введения запретов правительствам необходимо направлять усилия на разработку эффективных мер по решению проблемы, поскольку ограничение поездок окажет незначительное влияние на сокращение выбросов углекислого газа.