Boeing 747SP, являясь модифицированной версией знаменитого лайнера «Королева небес», вошел в число немногих самолетов, установивших мировой рекорд дальности перелета вокруг земного шара.
В начале 1970-х годов Pan American World Airways хотела приобрести Boeing 747, который мог бы долетать из Нью-Йорка до самого дальнего пункта назначения — Тегерана без посадки.
При разработке модели 747SP (Special Performance) специалисты Boeing руководствовались двумя ключевыми аспектами:
- Самолет разрабатывался, чтобы соперничать с Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.
- Самолет должен был представлять собой уменьшенную версию уже зарекомендовавшего себя Boeing 747, обладающую увеличенной дальностью большей крейсерской скоростью.
Успех Boeing 747–100 не означал, что он был оптимален для всех маршрутов в своей базовой конфигурации двухмоторный 767, ему не хватало самолетов со средним фюзеляжем.
Изначально этот самолет получил название Boeing 747SB, что расшифровывалось как Short Body (короткий фюзеляж). Впоследствии Boeing переименовал его в SP, обозначая этим «особые характеристики».
5 марта 1976 года Pan Am получила первый Boeing 747SP после прохождения испытаний и сертификации. На тот момент этот самолет был самым дальнемагистральным в мире и сохранял этот статус до появления Boeing 747–400 в 1989 году.
Хотя Boeing 747SP отличался увеличенной дальностью полета и улучшенными эксплуатационными характеристиками, его продажи были невысокими из-за ограниченного спектра применения, а также из-за негативного влияния роста цен на нефть. Всего за время производства, с 1976 по 1982 год, было выпущено лишь 44 самолета 747SP. В 1987 году компания Boeing получила заказ от Abu Dhabi Amiri Flight на один самолет и создала VIP-модификацию для своего клиента. В результате, общее количество Boeing 747SP достигло 45 экземпляров.
К 2022 году в эксплуатации числится всего три Boeing 747SP, еще 18 находятся в состоянии консервации. Другие самолеты были сняты с эксплуатации, утилизированы или заброшены.
В 2016 году Iran Air прекратила эксплуатацию Boeing 747SP, который был в эксплуатации в течение 40 лет. Еще один Boeing 747SP, использовавшийся в качестве правительственного самолета, был выведен из эксплуатации в 2020 году и сейчас хранится у Royal Flight of Oman.
В настоящее время в силе остаются:
Компания использует два самолета, которым по 42 года, для проведения испытаний двигателей Pratt & Whitney в Канаде, и 43-летний Boeing 747SP, принадлежащий казино Las Vegas Sands.
30 января 2023 года отмечается 35-летие момента, когда Boeing 747SP авиакомпании United Airlines установил новый мировой рекорд кругосветного перелета. После Парижского авиасалона в 1987 году пилот United Airlines Клей Лейси выразил желание побить существующий рекорд, который на тот момент составлял 45 часов 32 минуты. По мнению Лейси, это время можно было бы значительно сократить.
Лейси для осуществления полета выбрал Boeing 747SP, который назывался Friendship One («Фонд, основанный им совместно с коллегами («Дружба»), для привлечения внимания к проекту реализовал 100 авиабилетов по цене 5 000 долларов за каждый, средства от которых были направлены в различные детские благотворительные организации.
Изначально предполагалось вылететь из Сиэтла и двигаться в восточном направлении, с промежуточной посадкой в Афинах, Греция, для дозаправки. После этого маршрут пролегал в Тайбэй, Тайвань. Затем предстояло вернуться через Тихий океан в Сиэтл. Этот замысел был успешно реализован: Лейси и его команда совершили кругосветное путешествие за 36 часов 54 минуты и 15 секунд.