Президент Мексики в прошлом году предложил законопроект, предусматривающий реформу, которая позволит иностранным авиаперевозчикам осуществлять внутренние авиарейсы на территории страны.

Мексиканские авиационные компании начали активную кампанию против законопроекта, допускающего каботажные рейсы, то есть позволяющего иностранным авиаперевозчикам выполнять внутренние маршруты. Четыре профсоюзные организации, включая объединения пилотов и бортпроводников, три учебных заведения и ряд специализированных ассоциаций выразили обеспокоенность тем, что разрешение на каботаж может негативно повлиять на перспективы развития отрасли, профессиональный рост и занятость.

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор предложил законодательную реформу, которая позволит иностранным авиакомпаниям осуществлять полеты на внутренних рейсах. В соответствии с определением Международной организации гражданской авиации (ИКАО), эта реформа разрешит использование «восьмой и девятой свободы» воздушного движения, которые включают в себя последовательные и автономные каботажные перевозки.

По мнению генерального секретаря Мексиканской ассоциации профсоюза пилотов-авиаторов ASPA Умберто Гуаль Анхелес, правительство Мексики преследует цель введения каботажа по двум ключевым причинам: обеспечение более низкой стоимости авиабилетов для граждан и увеличение загруженности нового международного аэропорта Фелипе Анхелес в Мехико за счет включения в его маршрутную сеть отдаленные регионы страны».

Несмотря на это, предоставление права на каботажные рейсы не способствовало бы решению обозначенных проблем и повлекло бы за собой негативные последствия для авиационной отрасли Мексики, поставив под угрозу тысячи рабочих мест и перспективы развития местных авиаперевозок.

По словам г-на Гуаля Анхелеса, каботажные рейсы не приведут к снижению стоимости авиабилетов. Снижение тарифов возможно только при условии введения государственной поддержки. Это связано с тем, что в Мексике действуют значительные налоги, в частности, налог на использование аэропортов.

По словам Гуаля Анхелеса, утверждение о том, что разрешение на каботажные рейсы стимулирует развитие международного аэропорта имени Фелипе Анхелеса, также является ошибочным. Для повышения эффективности роста этого аэропорта, открытого 21 марта прошлого года, правительству следует добиваться возвращения ему категории 1 от Федерального управления гражданской авиации (FAA). Только в этом случае авиакомпании смогут осуществлять рейсы из аэропорта в США — основного торгового партнера Мексики.

Мексиканские авиакомпании категорически возражают против предложения о легализации каботажа, считая его несправедливым распределением воздушного пространства в пользу иностранных компаний и наносящим серьезный вред отечественному бизнесу».

Каботаж может быть последовательным или автономным. Ни один из этих видов не получил широкого распространения, и лишь немногие государства позволяют иностранным авиакомпаниям осуществлять полеты на своей территории, в частности, страны Европейского союза и Чили.

Последовательный каботаж позволяет иностранной авиакомпании выполнять внутренние рейсы в другой стране до тех пор, пока конечным пунктом назначения является домашняя база указанной авиакомпании. Так авиакомпания American Airlines выполняет полеты между международным аэропортом Мехико и международным аэропортом Монтеррея по пути в Даллас.

Автономный каботаж, с другой стороны, это позволяет иностранной авиакомпании осуществлять внутренние перелеты только на территории третьей страны. Всем государствам Евросоюза без каких-либо ограничений разрешено выполнять рейсы по всем направлениям внутри ЕС.

«По мнению мексиканских чиновников, разрешение иностранным авиакомпаниям выполнять каботаж позволит расширить региональные маршруты, предоставит пассажирам больше возможностей для пересадок и обеспечит более качественное и эффективное авиасообщение при минимальных издержках.