Фото: «Гранд Сервис Экспресс»

обратилиОбратите внимание: составы из северных регионов едут очень долго. Например, поезд №293 «Мурманск – Анапа» идёт 69 часов! Это не предел. Поезд из Мурманска в Севастополь идет 94 часа, больше трёх суток.

Причина — в большом количестве остановок поезда на небольших станциях, некоторые из которых обслуживаются продолжительное время. Например, между Мурманском и Вологдой поезд делает 35 остановок. На некоторых вокзалах остановка занимает 2-3 минуты, а на других – 9-10. Но есть и более серьезные временные интервалы: на станции Кемь состав находится 35 минут, в Маленьге – 28, а на станциях Обозерская и Данилов – по 40 минут. Это больше, чем в Вологде, и немного меньше, чем в Ярославле. Но это крупные города-областные центры, а население поселков Обозерский и Маленьг составляет около 3 тысяч и нескольких сотен человек соответственно. Основатель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян считает: «Что делать 5 минут на станции, где живет 500 человек? И вообще, зачем там останавливаться? Люди должны подъезжать на более крупные станции – в города с населением хотя бы 20–30 тысяч человек». По его мнению, нужно сократить минимум 20 остановок и уменьшить время простоя. Тогда поезд будет идти не 90, а хотя бы 70 часов – это уже более приемлемая ситуация.

Также следует отметить, что некоторые длительные остановки обусловлены техническими причинами. Например, на станции Свирь в Ленинградской области поезд Мурманск – Анапа останавливается на 34 минуты для замены локомотивов, из-за чего практически все составы проводят здесь не менее получаса.

Руководитель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов говорит о длительности пути на юг: «Временные остановки на ряде станций вынужденные – для прохода грузовых составов и более скоростных поездов. Возможность ускорения движения есть, но высока загрузка железных дорог грузовыми поездами, доставляющими грузы в разные регионы страны, включая юг и Крым. Здесь нужно искать баланс». По мнению Ильи Зотова, в этом году ускорить движение не получится, а в долгосрочной перспективе появится возможность – благодаря программе развития высокоскоростных магистралей на южном направлении. «После строительства ВСМ появятся отдельные коридоры для пассажирских составов, что позволит направлять больше поездов на юг. Поезда будут ходить быстрее с крейсерской скоростью 360 км/ч».

Возможно, разделение пассажирских и грузовых потоков осуществимо даже до постройки высокоскоростной магистрали на юг. выступилПрезидент России Владимир Путин ранее определил задачу по сокращению времени следования пассажирских поездов от Москвы до Черноморского побережья до 16 часов.