Специальная модификация «Королевы небес», самолёт Boeing 747SP, вошла в историю как один из немногих воздушных судов, установивших мировой рекорд по облёту планеты.

В начале 1970-х годов Pan American World Airways Желала купить Boeing 747, способный совершить перелёт из Нью-Йорка в Тегеран без промежуточных остановок.

При разработке модели 747SP компания Boeing учитывала два фактора.

  1. Самолет предназначался для соперничества с Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.
  2. Самолет планировался как уменьшенный аналог популярного к тому времени Boeing 747, но с более длинным радиусом действия. большей крейсерской скоростью.

Несмотря на успех, Boeing 747–100 в базовой комплектации был громоздким для многих маршрутов. До тех пор, пока Boeing не разработал… двухмоторный 767У него отсутствовали среднеразмерные широкофюзеляжные самолеты.

Изначально самолёт именовали Boeing 747SB — Short Body. Впоследствии компания Boeing переименовала его в SP, сокращение от Special Performance, что означает «особые характеристики».

Первый Boeing 747SP после испытаний и сертификации поступил Pan Am 5 марта 1976 года. В то время это был самый дальнемагистральный самолет мира и таковым оставался до появления Boeing 747–400 в 1989 году.

Несмотря на дальность полета и превосходные характеристики, продажи Boeing 747SP шли плохо из-за ограниченной сферы применения, а также под давлением роста цен на нефть. С момента запуска производства в 1976 году по 1982 год было создано всего 44 экземпляра. В 1987 году Boeing получил заказ от Abu Dhabi Amiri Flight на один самолет и изготовил VIP-вариант для важного клиента. В итоге общее количество Boeing 747SP составило 45.

К 2022 году эксплуатируются лишь три Боинга 747SP, восемнадцать находятся в консервации. Все остальные самолёты были либо выведены из эксплуатации, либо уничтожены, либо оставлены без присмотра.

В 2016 году после сорока лет эксплуатации Iran Air вывела из парка свой последний Boeing 747SP. Еще один Boeing 747SP, применявшийся как представительский транспорт, был списан в 2020 году и хранится у Royal Flight of Oman.

В настоящее время действуют:

Два самолёта возрастом 42 года применяются компанией для испытания двигателей. Pratt & Whitney В Канаде располагается 43-летний Boeing 747SP, принадлежащий казино. Las Vegas Sands.

30 января 2023 года отмечается юбилей: 35 лет прошло с момента, как Boeing 747SP авиакомпании United Airlines установил новый мировой рекорд кругосветного перелета. После Парижского авиасалона 1987 года пилот United Airlines Клей Лейси высказал желание побить тогдашний рекорд в 45 часов 32 минуты, который, по его мнению, было возможно улучшить.

Для полёта Лейси отдал предпочтение Boeing 747SP, получившему название Friendship One Фонд был основан совместно с коллегами в честь проекта «Дружба». Для привлечения внимания к проекту фонд продал 100 мест в самолете по 5 000 долларов за каждое, которые затем направили различным детским благотворительным организациям.

Цель состояла в вылете из Сиэтла на восток, посадке в афинах для дозаправки, затем следовании в Тайбэй на Тайване. Обратный путь проходил над Тихим океаном обратно в Сиэтл. Лейси и его команда успешно выполнили кругосветное плавание за 36 часов 54 минуты и 15 секунд.