Вследствие приостановки мировой индустрии круизов из-за пандемии COVID-19 владельцы флота стали распродавать оборудование, преимущественно устаревшее. В ситуации вынужденного простоя требовалось сокращать расходы и отказываться от обслуживания судов, находившихся в эксплуатации много лет.
Часть достойных кораблей смогли купить другие компании, но большинство утилизировали и направили на отбой.
В мире две специализированные свалки для списанных круизных судов. Самая большая из них, Аланг, расположена в индийском заливе Хамбхат и перерабатывает более половины выведенных из эксплуатации круизных лайнеров во всем мире. Второе по величине кладбище кораблей — Алиага в Турции.
Суды обычно прибывают на кладбище самостоятельно, однако иногда их доставляют буксиром, если двигатели отказали или не функционируют. Перед берегом суда искусственно разгоняются и сталкиваются с мелём, погружаясь поглубже в песок.
Судоремонтники с помощью техники извлекают детали дальше на песок и затем приступают к разборке.
В обоих пунктах разбор осуществляется аналогично: суда извлекают на сушу и затем разбирают на части.
В Аланге конструкцию разрушают, отделяя большие ее части и отправляя их вниз на пляж. Эти фрагменты разделяют на кусочки размером с тарелку и доставляют на грузовиках на сталелитейные заводы.
В Алиаге отрезанные части метадла транспортируют с помощью больших кранов и далее измельчают на берегу.
Приливы оказывают существенное влияние на этот простой процесс.
В Аланге новобранцев обычно принимают в период прилива для подъёма судна до максимальной высоты. После отлива рабочие выходят на борт и начинают выполнять свои обязанности.
В Алиаге рабочих поднимают на судно кранами с корзинами-гондолами, напоминающими клетки, а в Аланге — поступимой лестнице.
Сначала демонтаж проходит медленно: необходимо удалить топливо и разобрать мебель, фурнитуру и приспособления, даже туалеты, которые можно спасти и продать. После завершения первого этапа рабочие с удивительной скоростью разрезают корпус до остова. Металлолом реализуют или направляют на переработку.
Существуют строгие меры по охране окружающей среды. Соблюдение этих мер необходимо для предотвращения утечки топлива и других токсичных веществ, которые могут загрязняться водой и нанести вред морской жизни. Профессиональные утилизаторы работают на свалках, но загрязнения иногда все же возникают.
Ранее проблемой служил асбест, применение которого было запрещено в восьмидесятых годах. Подавляющее число судов, поступающих на слом, прошли эру использования асбеста. Однако иные канцерогенные соединения, масло, остатки топлива, краска и другие загрязнители все еще присутствуют на борту большинства судов, и могут причинить вред при ненадлежащей утилизации.
Главным врагом остается пластик, выделяющий токсичные пары при сжигании и создающий другие проблемы на свалках.