РедЕкатерина Преснякова (OneTouch & Travel) пояснила, что в 2015 году туроператор начинал деятельность с продажей динамических туров, опираясь на продукт глобальных поставщиков. Затем компания решила запустить чартерную программу в Турции, которая оказалась успешной. Однако сейчас понимают, что мир изменился. Как и многие другие туроператоры, предлагают туры с использованием GDS (глобальных дистрибутивных систем) плюс различные комбинированные туры.

Важно использовать новые возможности. По наблюдениям Тараса Кобищанова («Русский Экспресс»), одна из них – очистившийся рынок. Многие компании не выдержали кризисов 2020 и 2022 годов, но оставшиеся могут увеличить свою долю. Что касается тенденций, то при уменьшении количества традиционных турагентств и их «старении» (молодежь реже приходит в турбизнес) . РедРоль онлайна в сфере туризма увеличивается. По оценке Тараса Кобищанова, через сервисы онлайн-бронирования и напрямую у туроператоров сейчас продаётся до 20% туров, и эта доля будет расти. В Германии и Великобритании онлайн занимает 50–65% рынка.

Дмитрий Шевченко из ICS Travel Group отметил, что в отличие от Европы россияне путешествуют гораздо реже, что открывает возможности для развития рынка. Чтобы оставаться актуальными и востребованными, туристам необходимо развивать свои навыки и учитывать потребность в индивидуальном подходе. По его словам, «клиенты будут у вас, если ваши компетенции будут совершенствоваться». Те, кто уже обращаются к вам, приведут новых клиентов, так что туристов хватит на долгие годы.

Андрей Игнатьев из BSI Group считает, что в России мало граждан выезжают за границу, потому что не у всех есть загранпаспорта. По его мнению, это увеличит число клиентов туристических компаний. Во время кризиса рынок замедляется, но работа будет. Турагентам он посоветовал сотрудничать с разными поставщиками, чтобы снизить риски.

В последние годы поставщики снижают вознаграждения. Андрей Федоров от «Федерации туризма» спросил экспертов: для чего нужны туроператоры, если квалифицированный агент может сам организовать тур и заработать больше? Представителей розничных магазинов напомнили о законе, по которому такая деятельность считается туроператорской и требует не только статуса, но и инвестиций. К тому же контроль и правовые риски будут увеличиваться: государству достаточно купить рекламное время на Первом канале и предупредить туристов, что продажа туров без занесения в “Электронную путевку” незаконна.

Дмитрий Шевченко, продолжив тему рисков, сообщил о существенных изменениях условий работы туроператоров России за последние 7–8 лет. Раньше значительные объемы было возможно достичь только организовав чартеры и взяв на себя обязательства по их заполнению. Сейчас возможности взаимодействия с авиакомпаниями расширились, что позволяет туроператорам не выкупать блоки мест на рейсах. «У китайских перевозчиков огромное количество самолетов и предложений, которые они всё это вываливают на рынок, предлагая альтернативы перелета в страны Юго-Восточной Азии. Большое количество турпродукта формируется на безрисковых технологиях. Ситуация на рынке стала более здоровой».

Юлия Алчеева из компании «ЕВРОИНС Туристическое Страхование» подтвердила данный вывод, заявив, что во время пандемии все немного ошеломились, но самые сильные предприятия сохранили свою работу. У многих туроператоров была возможность передать свои обязательства страховщикам, но этого не сделали. Возможно, причиной стала внутренняя порядочность руководителей, которые дорожат своей репутацией. Рынок действительно стал стабильнее – настолько, что страхование ответственности туроператоров сейчас скорее избыточная мера, чем необходимость.

В ближайшем номере узнайте о предстоящих изменениях в законодательстве для туристической отрасли.