Самолёты сильно изменились с момента создания первого летательного аппарата. Ранние модели из дерева и ткани не сравнимы с современными Boeing и Airbus. Аэрокосмические технологии непрерывно развиваются, и сложно уследить за всем, на что способны самолеты.
В самолеты ударяют молнии чаще, чем кажется.
Самолеты спроектированы таким образом, что молния без проблем находит «цель», регулярно попадая в них. Вычислено, что молния поражает каждый самолет в среднем один раз за год — или раз в 3000 часов полета. Тем не менее, фактами подтверждено, что последний случай крушения из-за грозы произошел еще в далеком 1967 году. В этом заслуга продуманной конструкции, которая позволяет электрическому заряду молнии пройти через фюзеляж и выйти наружу, как правило, не причиняя самолету вреда.
В самолете нет «самого безопасного» места
Авиационные власти утверждают, что нет самого безопасного места в самолете, но исследования катастроф показывают, что наименьший уровень смертности при крушении наблюдается на средних сиденьях в задней части салона. По данным аналитических отчетов, во время авиакатастроф смертность на сиденьях в задней трети самолета составляла 32%, в средней — 39%, а в начале салона — 38%.
Из-за большого количества факторов нельзя точно определить место для безопасного переживания аварии. Авиакатастрофы происходят крайне редко.
В воздушных судах предусмотрено специальное место для отдыха пилотов.
Рейсы большой протяженности могут занимать до 18 часов. Для борьбы с усталостью стюардесс некоторые современные самолеты оборудованы малыми спальнями, где экипаж может немного отдохнуть. В спальню обычно можно попасть по скрытой лестнице, ведущей в небольшую комнату с низкими потолками, вмещающую от шести до десяти кроватей, туалет и развлекательные программы.
Шина спроектирована для предотвращения разрыва при посадке.
Конструкция шин позволяет выдерживать невероятные весовые нагрузки — 38 тонн. При посадке самолеты ударяются о бетон ВПП на скорости 270 км в час более 500 раз, прежде чем возникает необходимость в замене. Давление в авиационных шинах примерно в шесть раз превышает давление, используемое в автомобильных шинах. Если самолету действительно нужна новая резина, наземная команда просто поднимает самолет домкратом, точно так же, как мы поднимаем автомобиль. Если колесо лопнет во время взлета, пилоты прервут полет и немедленно приземлятся для проверки безопасности.
Почему стюарды гасят свет перед приземлением?
При посадке самолета ночью бортпроводники понижают яркость света внутри кабины.
Если посадка самолета пройдет неудачно и пассажирам потребуется эвакуация, глаза уже привыкнут к темноте. Это похоже на ситуацию, когда в незнакомой светлой комнате, заполненной различными предметами-препятствиями, резко выключают свет и просят быстро выйти.
В случае ЧП стюардессы просят пассажиров поднять шторки на иллюминаторах во время посадки, чтобы можно было увидеть происходящее снаружи и определить лучшую сторону самолета для эвакуации.
Для полета самолета с людьми достаточно одного двигателя.
Представление о возможной остановке двигателя во время полета неприятно, однако важно понимать: каждый современный пассажирский самолет способен безопасно летать на одном рабочем двигателе. Такая конструкция удешевляет топливное потребление и сокращает дальность полета, но для подобных сценариев проводятся специальные проверки и испытания.
Самолеты, выполняющие рейсы на дальние расстояния, особенно через океаны или необитаемые районы, например Арктику, должны иметь сертификат для полетов с двигателями повышенной дальности. Сертификат указывает максимальное время полета на одном двигателе. Boeing Dreamliner сертифицирован по стандарту ETOPS-330 и может летать пять с половиной часов всего на одном двигателе.
Большинство самолётов могут преодолевать огромные расстояния без работы двигателя за счёт планирования. Благодаря внимательной инженерной проработке Boeing 747 способен парить более 5 км, теряя всего по 300 метров высоты каждый раз. Это даёт пилоту достаточно времени для безопасной посадки всех пассажиров на землю.
В туалетах стоят урны для пепла не случайно.
Курение в самолетах запрещено с 2000 года, но в туалетных комнатах все еще есть пепельницы. Несмотря на политику запрета и таблички «Не курить», некоторые пассажиры могут закурить сигарету. Надеяться можно, что нарушители правил сделают это в ограниченном пространстве туалета и выбросят окурок в пепельницу, а не в мусорный контейнер с салфетками, где может произойти возгорание.
Об уплате штрафов и других санкциях за курение в самолёте лучше не упоминать.
Маленький прорезь в окне самолета играет существенную роль.
Большинство иллюминаторов самолётов состоят из трёх акриловых панелей, напоминающих «сэндвич». Внешнее стекло не пропускает посторонние предметы и поддерживает давление в салоне. При маловероятном повреждении внешней панели на помощь приходит вторая панель. Крошечное отверстие во внутреннем окне, называемое «выпускным отверстием», служит для регулирования давления воздуха внутри всей оконной конструкции.
В самолете еда и напитки кажутся менее вкусными для некоторых людей.
Мясо, курица или рыба в самолете имеют плохую репутацию, но сама еда тут ни при чем. Исследование Корнелльского университета 2015 года показало, что окружающая среда внутри самолета изменяет вкус еды и напитков — сладкие блюда становятся менее сладкими, а соленый вкус усиливается. Низкое давление воздуха может еще больше притупить вкус и запах, из-за чего все в салоне кажется пресным. Исследование Института строительной физики Фраунгофера в Германии показало, что в полете примерно на 30% сложнее распознать сладкий и соленый вкусы. Возможно, в следующий раз стоит отказаться от еды и попробовать стакан томатного сока — единственного, пожалуй, напитка, который в воздухе вкуснее, чем на земле.
На всех масках кислорода хватит лишь на пятнадцать минут.
Инструкции по технике безопасности на большинстве рейсов включают правила использования кислородных масок при внезапном снижении давления в салоне самолета. Однако стюардессы умалчивают о том, что кислорода в масках хватает всего на 15 минут. Это звучит пугающе, но на самом деле кислорода более чем достаточно. Кислородные маски автоматически выпадают при понижении давления в кабине. Пилот моментально надевает маску и переводит самолет на высоту ниже 3 000 метров, где пассажиры могут дышать нормально без дополнительного оборудования. Такой быстрый спуск занимает обычно менее 15 минут, то есть воздуха в масках достаточно для защиты пассажиров.
Водяные дорожки курсируют по небу.
Белые полосы, которые самолеты оставляет в небе, — следы конденсата, называемые «инверсионным следом». Двигатели самолетов выделяют водяной пар. При попадании горячего пара из выхлопов в более прохладный воздух верхних слоев атмосферы образуются белые линии.