Самолёты сильно изменились с момента создания первого летательного аппарата. Ранние модели из дерева и ткани совершенно не похожи на современные Boeing и Airbus. Аэрокосмическая технология постоянно развивается, и сложно уследить за всеми удивительными возможностями самолетов.

Райдеры задевают воздушные суда чаще, чем кажется.
Самолеты спроектированы так, что молния легко попадает в них, и это происходит регулярно. По расчетам, молния ударяет в каждый самолет в среднем раз в год — или раз в 3000 часов полета. Несмотря на это, зафиксировано только одно крушение из-за грозы в далеком 1967 году. Это возможно благодаря конструкции, которая позволяет электрическому заряду молнии проходить через фюзеляж и выходить наружу, обычно не причиняя самолету вреда.
В самолете нет «самого безопасного» места
Официально авиационные власти заявляют, что в самолете нет самого безопасного места. Но исследования аварий показывают: минимальный уровень смертности при катастрофе имеют средние сиденья в задней части салона. Аналитические отчеты свидетельствуют: во время авиакатастроф смертность на сиденьях в задней трети самолета составляла 32%, по сравнению с 39% в средней и 38% в начале салона.
Так много факторов, что трудно предсказать место возможной аварии. Авиакатастрофы происходят крайне редко.
В некоторых авиалайнерах имеются отсеки, предназначенные для отдыха экипажа.
Перелеты на дальние расстояния могут длиться до 18 часов. Для борьбы с усталостью стюардесс некоторые современные самолеты оснащены крошечными спальнями, где экипаж может немного отдохнуть. К спальне обычно ведёт скрытая лестница, которая приводит в небольшую комнату с низким потолком, вмещающую от шести до десяти кроватей, ванную комнату и даже развлекательные программы.
Шины проектируются для предотвращения разрыва при посадке.
Конструкция шин позволяет им выдерживать невероятные весовые нагрузки — 38 тонн. При посадке самолеты ударяются о бетон ВПП на скорости 270 км в час более 500 раз, прежде чем потребуется замена. Давление в авиационных шинах примерно в шесть раз превышает давление, используемое в автомобильных шинах. Если самолету действительно нужна новая резина, наземная команда поднимает его домкратом, как автомобиль. Если колесо лопнет во время взлета, пилоты прервут полет и немедленно приземлятся для проверки безопасности.
Почему стюарды гасят свет перед посадкой?
При посадке самолета ночью бортпроводники уменьшают яркость внутреннего освещения салона.
Если посадка пройдет неудачно и пассажирам потребуется эвакуация, глаза уже привыкнут к темноте. Это похоже на ситуацию в незнакомой светлой комнате, заполненной предметами-препятствиями, где кто-то резко выключает свет и просит быстро выйти.
Стюардессы просят пассажиров поднятые шторки на иллюминаторах во время посадки, чтобы в случае чрезвычайной ситуации можно было увидеть, что происходит снаружи, и определить наиболее подходящую сторону самолета для эвакуации.
Для полета самолета с людьми необходим только один двигатель.
Представление о возможном отказе двигателя во время полета неприятно, но важно помнить: каждый современный пассажирский самолёт способен летать безопасно на одном двигателе. Такая особенность делает самолет менее экономичным с точки зрения расхода топлива и сокращает дальность перелета, однако для таких ситуаций проводятся специальные испытания.
Самолеты, совершающие дальние рейсы, особенно через океаны или необитаемые регионы, например Арктику, должны быть сертифицированы для полетов с двигателями повышенной дальности. Такая сертификация указывает, как долго самолет может летать на одном рабочем двигателе. Boeing Dreamliner имеет сертификат ETOPS-330 и способен летать пять с половиной часов на одном двигателе.
Большинство самолетов способны преодолевать огромные расстояния без работы двигателя за счет планирования. Особенная аэродинамика Boeing 747 позволяет ему сохранять высоту в 5 км, теряя всего 300 метров каждый час. Это дает пилоту достаточно времени для безопасной посадки всех пассажиров.
В уборных предусмотрено место для выкуривания сигарет.
В самолетах курение запретили в 2000 году, но пассажиры все еще замечают пепельницы в туалетах. Это связано с тем, что, хотя действует политика запрета курения и на видном месте развешены таблички «Не курить», иногда курильщик решит закурить сигарету. Есть надежда, что нарушитель правил сделает это в ограниченном пространстве туалета и выбросит окурок в пепельницу, а не в мусорный ящик с салфетками, чтобы избежать возгорания.
О последствиях попытки курения в самолете лучше не говорить.
Маленький проем на люке самолета важен для выполнения определенной задачи.
Большинство иллюминаторов самолетов состоят из трех акриловых панелей. Внешнее стекло не пропускает посторонние элементы и поддерживает давление в салоне. При возникновении проблем с внешней панелью на помощь приходит вторая панель. Крошечное отверстие во внутреннем окне, называемое «выпускным отверстием», предназначено для регулирования давления воздуха внутри всей оконной конструкции.
В самолете еда и напитки кажутся менее вкусными.
Мясо, курица или рыба в самолете имеют плохую репутацию, но сама еда тут ни при чём. Исследование Корнелльского университета 2015 года показало, что окружающая среда внутри самолета изменяет вкус еды и напитков — сладкие блюда становятся менее сладкими, а соленый вкус усиливается. Низкое давление воздуха может еще больше притупить вкус и запах, из-за чего все в салоне кажется пресным. Согласно исследованию Института строительной физики Фраунгофера, в полете примерно на 30% сложнее распознать сладкий и соленый вкусы. Возможно, стоит отказаться от еды и попробовать стакан томатного сока ― единственного, пожалуй, напитка, который в воздухе вкуснее, чем на земле.
На маски кислорода хватает лишь на пятнадцать минут.
Инструкции по технике безопасности на большинстве рейсов включают правила использования кислородных масок при внезапном снижении давления в салоне самолета. Однако стюардессы не сообщают о том, что кислорода в масках хватает всего на 15 минут. Это звучит пугающе, но на самом деле достаточно. Кислородные маски автоматически выпадают при снижении давления. Пилот моментально надевает маску и поднимает самолет до высоты менее 3000 метров, где пассажиры могут дышать нормально. Такой спуск занимает менее 15 минут, то есть кислорода в масках хватает для защиты пассажиров.
Авиамаршруты в атмосфере образованы водой.
Белые линии, оставленные самолетами в небе, называются «инверсионные следы» и представляют собой просто следы конденсата. Двигатели самолетов выделяют водяной пар при работе. Когда горячий пар из выхлопных газов попадает в более прохладный воздух верхних слоев атмосферы, он образует белые линии. Аналогично происходит, если подышать ртом в холодную погоду.