Airbus A321XLR — ожидаемый самолет ближайших лет. Европейский лайнер ждет сертификации, а эксплуатация начнется в начале 2024 года. Интерес к XLR растет: более 550 заказов от 26 клиентов.

Самолет A321XLR, расшифровываемый как Extra Long Range, или сверхдальний радиус действия, может пролететь без дозаправки более 7500 км с 244 пассажирами на борту. Авиакомпании получат возможность осуществлять дальние перелеты, которые были невозможны с традиционными широкофюзеляжными самолетами.

A321XLR заинтересовал множество авиакомпаний: как низкобюджетные, такие как IndiGo и Wizz Air, так и компании с полным спектром услуг, среди которых American Airlines и Air Canada.

American Airlines

Фото: Airbus.com

American Airlines, являясь одним из крупнейших заказчиков A321XLR, подписала с Airbus контракт на 50 самолетов на Парижском авиасалоне 2019 года незадолго после премьеры этого типа. Впоследствии 30 заказов были переведены на A321neo из-за переноса поставок, однако оставшиеся 20 впечатляют.

Поставка A321XLR перенесена во второй квартал 2024 года. American рассчитывала на четкий график поставок для внедрения всех 50 самолетов в парк к 2025 году. Предполагается, что первые самолеты появятся сразу после сертификации.

Американские авиакомпании планируют использовать A321XLR для рейсов из США в Европу, заменяя старые самолёты, которые были сняты с эксплуатации во время пандемии.

United Airlines

Американские авиалинии также приобрели 50 обновлённых «айрбасов». Заказ был осуществлён в декабре 2019 года, с ожидаемой поставкой первых самолётов в 2024 году. Из-за задержек поставок эта дата будет перенесена на несколько месяцев. Данный заказ входит в план замены компанией United парка Boeing 757–200, насчитывающего 40 машин средним возрастом 26 лет.

Авиакомпания United Airlines планирует эксплуатировать самолеты модели XLR на рейсах из Нью-Йорка и Вашингтона в Европу.

IndiGo

ИндиГо, крупнейший заказчик семейства A320neo, также заинтересовалась A321XLR. Индийская бюджетная авиакомпания подписала контракт на нераскрытое количество этих самолетов в рамках супер-заказа на 300 лайнеров, сделанного в 2019 году. 386По итогам заказа A321neo IndiGo может стать самым большим покупателем у Airbus в ближайшем будущем.

Перевозчик не уточняет направления полетов, но слухи утверждают, что самолеты будут направляться в столицы Западной Европы: Париж и Лондон, а также в города на Дальнем Востоке: Токио и Сеул.

Qantas

Qantas занимает второе место по объему заказа. Австралийский авиаперевозчик заключил сделку на Парижском авиасалоне 2019 года, разместив десять новых заказов и перенеся еще 26 предыдущих обязательств. Несмотря на то, что компания объявила о задержке некоторых поставок, это не касается нового XLR. Пока первоначальная схема поставок на 2024 год и следующие пару лет остаётся в силе.

A321XLR сможет обслуживать такие маршруты, как Кэрнс – Токио и Мельбурн – Сингапур, что недоступно для существующих узкофюзеляжных самолетов. Такое возможно открывает экономику многих потенциальных азиатских маршрутов, делая их не только физически, но и финансово жизнеспособными.

AirAsia X

Фото: Airbus.com

Малазийский бюджетный перевозчик AirAsia X, испытывающий трудности, также заказал 30 самолетов A321XLR в августе прошлого года. В то же время компания запросила отложить поставку 78 экземпляров другого лайнера среднего класса — A330neo, по которому она является крупнейшим заказчиком у Airbus. A321XLR пока отсутствует в списке отложенных.

Indigo Partners

Частная инвестиционная компания Indigo Partners оформила большой заказ на A321XLR для своих авиакомпаний. Wizz Air, Jetsmart и Frontier.

Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air расширяет базы, маршруты, парк самолетов и дальность полетов. Компания заказала 20 самолетов A321XLR, поставка которых начнется с 2023 года. Wizz намерена летать на них по новым направлениям длительностью от семи до восьми часов, а также использовать их на существующих маршрутах. В салоне установят 239 кресел, столько же, сколько и в A321neo.

Аргентинскому лоукостеру JetSmartВпервые представлены 12 новых лайнеров, которые открывают большое количество маршрутов как в Северную Америку, так и по всему Южному континенту.

Американский авиаперевозчик Frontier запустит 18 самолетов A321XLR. Перевозчик рассматривает возможность полетов через Атлантику, став первым в США бюджетным перевозчиком, осуществляющим подобные рейсы на узкофюзеляжном самолете.

AirArabia

В ноябре прошлого года на авиасалоне в Дубае «Эйр Арабия» разместила заказ на 120 самолетов различных моделей от Airbus. В том числе — 20 заказов на новый A321XLR. Благодаря увеличенному радиусу действия новой модели лоукостер сможет добираться до пунктов назначения в Азии, Европе, Африке и даже некоторых районах Южной и Северной Америки.

VietJet

Ещё одна авиакомпания Юго-Восточной Азии, стремящаяся действовать на рынке средне- и дальнемагистральных перевозок, VietJet получила твердый заказ на 15 самолетов A321XLR для эксплуатации на маршрутах в Австралию.

FrontierJetBlue

Гибридный перевозчик JetBlue заказал 13 самолетов A321XLR, изменив заказы на другие узкофюзеляжные модели. Авиакомпания, базирующаяся в Нью-Йорке, планирует использовать XLR для увеличения трансатлантических перевозок из Бостона и Нью-Йорка.

SKY Airlines

В Чили, с головным офисом в Сантьяго, бюджетная авиакомпания SKY Airline приобрела десять самолетов A321XLR. Новое соотношение дальности полета и затрат даст возможности второй по величине авиакомпании страны расширить маршруты в Северной Америке.

На противоположном берегу Тихого океана работает филиппинская компания. Cebu PacificЗаказали еще десять подобных самолетов на Ближнем Востоке. FlynasНамерен приобрести еще десять самолетов, а ливанская Middle East AirlinesПервый клиент A321XLR — четыре. IAG «прикупила» восемь для Iberia и шесть для Aer Lingus. Авиакомпания Czech AirlinesОбновила парк, заменив семь воздушных судов A320neos на модели XLR.