Airbus A321XLR — самый ожидаемый самолет ближайших лет. Европейский лайнер ждет сертификации, а в эксплуатацию его внесут в начале 2024 года. Ожидание XLR растет: более 550 заказов от 26 клиентов.
Самолет A321XLR, что означает «сверхдальний радиус действия», способен преодолеть расстояние более 7500 км без дозаправки, перевозя на борту 244 пассажира. Авиакомпании получат возможность осуществлять дальние перелеты, которые были невозможны при использовании традиционных широкофюзеляжных самолетов.
A321XLR заинтересовал множество заказчиков, начиная от лоукостеров, таких как IndiGo и Wizz Air, и заканчивая авиакомпаниями с полным сервисом, например, American Airlines и Air Canada.
American Airlines
Фото: Airbus.com
Одним из первых заказчиков A321XLR и крупнейших на сегодняшний день является American Airlines. Компания подписала контракт с Airbus ещё на Парижском авиасалоне 2019 года, через несколько дней после презентации этого типа, и заказала 50 самолётов. Позже 30 из них были перенаправлены в A321neo из-за переноса поставок, но остаётся внушительных 20.
American рассчитывала получить A321XLR к 2025 году, чтобы к этому времени в ее парке было 50 самолетов. Однако поставки отложены до второго квартала 2024 года. Первые самолеты появятся сразу после сертификации.
Американские авиакомпании планируют использовать A321XLR для рейсов между США и европейскими странами, заменяя старые самолёты, снятые с линий в период пандемии.
United Airlines
Американские Авиалинии также заказали 50 модернизированных «айрбасов». Заказ был размещен в декабре 2019 года, и планировалось, что перевозчик получит первые самолеты в 2024 году. Из-за задержек поставки получение машин будет перенесено на несколько месяцев. Этот заказ входит в программу замены компанией United парка самолетов Boeing 757–200 из 40 машин, средний возраст которых составляет 26 лет.
Американские авиалинии United планируют применять самолёты модели XLR на рейсах между Нью-Йорком и Вашингтоном, а также странами Европы.
IndiGo
Индийская авиакомпания IndiGo, крупнейший покупатель семейства A320neo, также заинтересована в приобретении A321XLR. В рамках супер-заказа на 300 самолётов в 2019 году бюджетный гигант Индии заключил контракт на неопределённое количество этих лайнеров. 386 Покупая A321neos, авиакомпания IndiGo может стать главным заказчиком Airbus в скором времени.
Перевозчик пока хранит молчание относительно направлений своих будущих рейсов, однако ходят слухи, что это станут столицы Западной Европы: Париж и Лондон, а также города на Дальнем Востоке: Токио и Сеул.
Qantas
Второе по величине предприятие — Qantas. Австралийский авиаперевозчик разместил десять новых заказов и перевел еще 26 из предыдущих обязательств, заключив сделку на том же Парижском авиасалоне 2019 года. Несмотря на то, что авиакомпания объявила о задержке некоторых поставок, это не относится к новому XLR. Пока первоначальная схема поставок на 2024 год и на пару лет вперед остается в силе.
A321XLR способен обслуживать такие маршруты, как Кэрнс – Токио и Мельбурн – Сингапур, чего не могут сделать имеющиеся узкофюзеляжные самолеты, что меняет экономику многих потенциальных азиатских направлений, делая их не только доступными с точки зрения расстояния, но и выгодными с финансовой стороны.
AirAsia X
Фото: Airbus.com
В августе прошлого года малазийский бюджетный перевозчик AirAsia X, испытывающий трудности, заказал 30 самолетов A321XLR. Компания также запросила отложить поставку 78 экземпляров лайнера среднего класса A330neo, по которому она является крупнейшим заказчиком у Airbus. В списке отложенных пока нет A321XLR.
Indigo Partners
Инвестиционная компания Indigo Partners сделала большой заказ на самолеты A321XLR для своих авиакомпаний. Wizz Air, Jetsmart и Frontier.
Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air расширяет свои базы, маршруты, парк самолетов и дальность полетов. Компания заказала 20 самолетов A321XLR, поставка которых начнется в 2023 году. Wizz Air планирует летать на них по новым направлениям длительностью от семи до восьми часов и продолжить их использование на существующих маршрутах. Салон этих самолетов вместит 239 кресел, как и у A321neo.
Аргентинскому лоукостеру JetSmart Выделено 12 новых лайнеров, которые откроют множество маршрутов в Северную Америку и по всему Южному континенту.
Американский бюджетный авиаперевозчик Frontier получит 18 самолетов A321XLR и планирует выполнять трансатлантические рейсы, став первым американским бюджетным перевозчиком, осуществляющим такие рейсы на узкофюзеляжном самолете.
Air Arabia
В ноябре прошлого года авиакомпания Air Arabia разместила заказ на 120 самолетов у Airbus на авиасалоне в Дубае. Среди заказанных моделей — 20 новых A321XLR, дальность которых позволит совершать полеты в Азию, Европу, Африку и даже некоторые регионы Южной и Северной Америки.
VietJet
Авиакомпания из Юго-Восточной Азии VietJet желает участвовать в перевозках средне- и дальнего радиуса, имея твердый заказ на 15 самолетов A321XLR для эксплуатации по маршрутам в Австралию.
Frontier–JetBlue
Авиакомпания JetBlue, работающая по гибридной модели перевозки, заказала 13 самолетов A321XLR, изменив прежние заказы на другие узкофюзеляжные модели. Компания, базирующаяся в Нью-Йорке, планирует использовать XLR для расширения трансатлантических перевозок из Бостона и Нью-Йорка.
SKY Airlines
Авиакомпания SKY Airline из Сантьяго приобрела десять самолетов A321XLR. Это позволит компании, занимающей второе место по размеру в Чили, расширить зону обслуживания в Северной Америке благодаря сочетанию дальности полета и финансовой эффективности.
На другом конце Тихого океана работает филиппинская компания. Cebu Pacific Заказала ещё десять подобных летательных аппаратов. На Ближнем Востоке. Flynas Предполагает приобретение ещё десяти самолётов, а ливанский … Middle East AirlinesКомпания — один из первых клиентов A321XLR, получила четыре самолета. IAG «прикупила» восемь для Iberia и шесть для Aer Lingus. Авиакомпания Czech Airlines Было заменено семь самолетов Airbus A320neo на модели XLR.