Огни предосторожности при столкновениях, именуемые маяками или стробоскопами, присутствуют на каждом современных воздушном судне. Некоторым из них свойственен непрерывный свет, другие функционируют лишь в конкретных этапах полёта.

Современные самолеты оборудованы разными огнями, обязательными для безопасного управления. Некоторые загораются только в определенные моменты полета, к примеру, во время таксирования, а другие светят непрерывно.

Белые стробоскопические огни

Стробоскопический свет — один из типов света, применяемых в авиации. Мигающие стробоскопические огни выступают сигналами предотвращения столкновений, оповещая наблюдателей издалека. Белые стробоскопические огни размещены на каждом крыле, обычно возле законцовок. Третий стробоскоп установлен сзади самолета, рядом с вспомогательной силовой установкой.

Эти огни зажигают перед тем, как пилот намерен выехать на взлетно-посадочную полосу. Во время полета стробоскопические огни привлекают внимание пилотов других самолётов, чтобы те держались на безопасном расстоянии. Огни гаснут после того, как самолёт приземлится и покинет взлетно-посадочную полосу. Это сигнал всем о том, что воздушное судно освободило ВПП: «Полоса свободна».

Огни высокой интенсивности — самые яркие на самолете. Стробоскопы проникают сквозь густые облака, туман и дождь, сигнализируя о том, что самолет находится в воздухе. Белые огни стробоскопов мигают равномерно во время полета.

Все лайнеры Airbus оснащены двумя стробоскопами на каждой законцовке крыла. Они запрограммированы для непрерывного мигания без пауз друг за другом. На самолетах Boeing же на каждом крыле установлен один стробоскоп. Левый и правый индикаторы мигают через равные промежутки времени, задние стробоскопические огни работают синхронно со стробоскопами крыльев.

Красные маяки

Красный маяк в верхней и нижней частях фюзеляжа — другой тип бортовых огней для предотвращения столкновений. Эти маяки входят в систему предотвращения столкновений. В первую очередь они указывают на работу двигателей, отсюда и красный цвет. Наземный персонал предупрежден о необходимости держаться подальше от самолета при включенных маяках.

Красные огни включаются перед запуском двигателей, обычно перед отъездом от телетрапа. Выключаются они после припарковки самолета и заглушения двигателей. Радиомаяки также оповещают другие воздушные суда, но гораздо менее заметны на расстоянии.

Навигационные огни

Навигационные огни помогают определить направление полета воздушного судна. Маяки и стробоскопические огни сигнализируют о его присутствии, а зеленые и красные навигационные огни показывают: приближается ли самолет к наблюдателю или уходит от него. Зеленый индикатор размещен на правой оконечности крыла, красный — на левой.

Если наблюдатель видит именно такую картину, воздушное судно движется в том же направлении, что и воздушное судно наблюдателя. Если красный свет сориентирован по правому борту, самолет летит навстречу. Навигационные огни применяются в основном между заходом и восходом солнца, то есть в темное время суток, а пилоты обычно держат их включенными на протяжении всего полета.

Другие огни

Самолет оснащен различными световыми приборами: огни для руления, разворота, взлета и посадки. Существуют также огни, освещающие хвост самолета ночью, а также контрольные огни на крыльях и фюзеляже.