В погоне за экономией многие авиакомпании убирают из эконом-класса возможность регулировать положение сиденья.
Недавно кресла экономического класса большинства авиакомпаний были оснащены встроенным механизмом откидывания. Сейчас появилось несколько моделей сидений без таковой функции.
Причины этого явления, заинтересованные стороны и общее благо – все ли хорошо в ситуации, когда у пассажира нет возможности откинуть сиденье?
Механизм, расположенный под подушкой сиденья, соединяется с кнопкой на подлокотнике, а пневматическая система вернет сиденье в вертикальное положение.
Для авиакомпаний, очевидно, это прямые затраты.
Главное — проводить технический осмотр: каждый механизм со временем выходит из строя, либо от естественного износа, либо из-за неправильного обращения пассажиров.
Во-вторых, это увеличение веса. Современные легкие авиационные кресла весят приблизительно от семи до десяти килограммов. Каждый сэкономленный килограмм уменьшает расход топлива для перевозки.
Это создает лишнюю работу бортпроводникам. Если пассажиры спорят из-за правил этикета по откидыванию сидений, стюардессам приходится разруливать подобные ситуации, затягивая процесс обслуживания. Были случаи, когда соседи по рядам становились настолько раздражительными, что даже рейсы отменялись в целях безопасности.
К 2010 году на рынок стали поступать высокотехнологичные сверхлегкие сидения нового поколения.
Их сверхлегкость обуславливалась отсутствием функции откидывания; спинка была зафиксирована под углом между полностью вертикальным и разложенным положением.
Сначала лоукостеры обратили на них внимание.
Британский бюджетный перевозчик Jet2 для туристов первым внедрил новую конфигурацию сидений. В 2009 году компания выбрала предварительно откинутые сиденья у производителя Acro. Случилось это практически незаметно, но стало революцией в отношении авиакомпаний к сиденьям эконом-класса.
Кресло Acro, ранее известное как Clark, а ныне носившее название Series 3, имело ряд отличительных особенностей.
Отсутствует механизм откидывания, а сиденье и спинка имеют фиксированную вогнутую форму.
В такой форме высокие пассажиры, сидящие сзади, могут разместить колени по обе стороны впадины и получить до пяти сантиметров дополнительного пространства.
Пять сантиметров могут оказаться важными. Самолеты экономичного класса с одним проходом, например Boeing 737 или Airbus A320, вмещают приблизительно тридцать рядов кресел эконом-класса с шагом около 76 сантиметров. Если отнять толщину спинки, получится полезное пространство.
Экономия в пять сантиметров на каждом ряду даёт авиакомпании полтора метра лишнего пространства и возможность добавить ряд сидений.
В последнее десятилетие многие фирмы, занимающиеся производством стульев, внедряют в свои модели предварительно откидываемые сиденья и другие приёмы для уменьшения габаритов и веса кресел.
Популярностью пользуется немецкая компания Recaro, производящая автокресла для гонок. Вместе с полнофункциональными креслами эконом-класса для длительных полетов, Recaro Aircraft Seating сейчас предлагает лёгкие фиксированные сиденья для коротких перелётов.
Во время установки сидений авиакомпания может предусмотреть угол наклона спинки 15 или 18 градусов. Такой подход позволяет повысить комфорт путешествия за счёт большего угла наклона или разместить больше пассажиров.
Кроме того, откидывание не мешает жизненному пространству пассажиров. К другим преимуществам относятся: низкая общая цена, меньше подвижных частей на сидении, большая надёжность и простота обслуживания, небольшой вес и стоимость.
Каждая модель самолета имеет сертифицированное максимальное число пассажиров, называемое max pax. Например, узкофюзеляжный самолет Airbus A321neo может перевозить до 244 пассажиров эконом-класса, но некоторые авиакомпании с просторным бизнес-классом перевозят на нем меньше 150 пассажиров.
Самолет на 244 места не может быть самым комфортным и просторным.
Последние годы характеризуются увеличением использования тонких облегченных кресел в авиакомпаниях премиум-сегмента. Такая тенденция связана с необходимостью конкуренции с бюджетными перевозчиками.
Выход, кажется, найден. Авиакомпании предложили новый формат – «премиум эконом». В продаже появились места с дополнительным пространством для ног в передней части салона эконом-класса.
Они оборудованы более функциональными сиденьями с откидывающейся спинкой и розетками переменного тока, в то время как обычные сиденья в экономе предварительно откинуты и не имеют питания кроме USB-розетки, да и то не всегда.
Возможно, подвижные регулируемые подголовники тоже скоро перестанут устанавливаться, а вместо тканевой обивки всё чаще используют искусственную кожу.
На дальнемагистральных рейсах вряд ли что-то изменится в плане сидений: пассажирам всё равно будет позволено откидываться назад, но сиденья будут иметь более современную форму с дополнительным пространством для коленей, как у предварительно откинутых.
Прежде чем нажать на кнопку в подлокотнике, осмотритесь по сторонам, откиньтесь назад и регулируйте спинку сиденья плавно и постепенно, предпочтительно самостоятельно.