Фото: Unsplash@Роман Карпенко

МТС Travel, RussiaDiscovery и Российский союз туриндустрии представили результаты обследования рынка приключенческого туризма в России.

В пресс-релизе редакция получает определение: «путешествия к природным, часто труднодоступным достопримечательностям». Самым популярным направлением признана Республика Алтай. С марта по июнь этого года ее выбрали 25% туристов-«приключенцев». Почти столько же (24%) побывали в Дагестане, а на третьем месте оказалась Северная Осетия с 10% приключенческого турпотока. В «пятерке» лидеров также Адыгея (9%) и Карелия (7%).

Сулакский каньон и Чиркейское водохранилище в Дагестане пользуются наибольшим спросом у туристов. Третье место занимает село Чемал на Алтае, известное любителям сплавов по реке Катунь. Популярность села Териберка в Мурманской области возросла за период с марта по июнь в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Третьим приростом интереса к поездкам стали стойбища оленеводов в Ямало-Ненецком округе и «город мертвых» Даргавс в Северной Осетии.

Гендиректор МТС Travel Вадим Мельников подчеркнул, что в регионах сложились собственные бренды, привлекающие гостей. При этом наблюдается сезонность: в южные регионы чаще направляются весной, а к озеру Байкал поток становится максимальным летом. Развитие инфраструктуры туризма должно учитывать эти особенности, а также то, что приключенческие поездки предпочитают искушенные путешественники. Они платежеспособны и готовы получить размещение высокого уровня или необычный опыт проживания в глэмпингах.

МTC Travel приводит сведения о том, кто выбирает приключенческий туризм. Чаще всего им интересуются жители Московского региона – они совершили 20% поездок. На втором месте – гости из Новосибирска (10%) и Алтайского края (7%). Очевидно, сказалась близость к горному Алтаю, куда туристы могут добраться на машинах. При этом 31% туристов отличается сравнительно высоким доходом – авторы исследования считают диапазон от 75 000 до 150 000 рублей. Ядро аудитории (27%) – мужчины и женщины в возрасте от 35 до 44 лет, то есть те, чья карьера находится на пике или успешно развивается.

В течение длительного времени аналитические компании при изучении потоков туристов не обращали внимания на сегмент приключенческого туризма. Это объяснимо – сложно подсчитать путешественников, которые избегают отелей и пляжей. Я рад, что совместно с коллегами из МТС удалось разработать корректный подход к такой аналитике. В дальнейшем будем расширять, усложнять и совершенствовать метрику – увеличивать список объектов, уточнять новые параметры выборки. Уже сейчас данное исследование позволяет наглядно увидеть изменение туристического трафика по ключевым объектам интереса, а значит, принимать решения о новых перспективных направлениях для путешествий.

Аналитика основана на Big Data МТС. Авторы проанализировали турпоток почти в 60 популярных достопримечательностей в 20 регионах России, выделенных РСТ и RussiaDiscovery. В анализе учтены туристы, посетившие эти места с 1 марта по 31 июня 2022 и 2023 годов.