
Руководитель ведомства Максим Шаскольский в комментарии подчеркнул, что прозрачное ценообразование сделает перелеты в экономклассе доступнее по стоимости и наличию билетов. Пресс-релиз завершается сообщением о согласовании ФАС представленных редакций коммерческих политик и призывом к остальным авиакомпаниям последовать примеру «Аэрофлота» и S7.
Есть большие сомнения, что пассажиры заметят результат этих совместных консультаций. Даже в пресс-релизе рекомендательный характер действий ФАС виден. Там не утверждается, что перевозчики пообещали или обязались следовать приведенной формуле, ее «задекларировали». Ответственность за неисполнение не определена.
Алексей Кожевников, эксперт и член Общественного совета ФАС, подчеркивает трудность поставленной перед авиакомпаниями задачи: «Если кто-то объяснит, как продавать 60% билетов ниже себестоимости, компенсируя это реализацией лишь 2,5% по максимальной цене, то я сниму шляпу. Это математическая задача, достойная Перельмана». Он обратил внимание, что понятие «экономически обоснованный тариф» подразумевает учет всеми перевозчиками возникающих у них издержек, вследствие чего он будет изначально высоким.
Руководитель компании по продаже билетов считает, что в работе «Аэрофлота» и S7 ничего не изменится. По его словам, записанные принципы ценообразования – это хорошо, но при расчете тарифов перевозчики учитывают все факторы, влияющие на себестоимость. В условиях роста цен на авиатопливо, инфляции, стоимости комплектующих и издержек на оплату труда авиакомпании не будут летать в минус. Поэтому билеты доступнее не станут. Анализ показывает, что рост цен продолжится.
Считается, что консультации с крупнейшими авиакомпаниями — реакция антимонопольного органа на жалобы депутатов и чиновников, которые просят вмешаться в деятельность авиакомпаний. зафиксировать цены «Шесть раз перечитал пресс-релиз ФАС и пришел к выводу, что это просто отчет о проделанной работе», – сказал наш собеседник.