Некоторые бизнесмены и инвесторы представили новые проекты самолётов, которые могут лететь со скоростью свыше пяти раз быстрее скорости звука.

Экспериментальные летательные аппараты с возможностью преодолевать скорость звука в разы существовали ранее. Например, беспилотный аппарат НАСА X-43 в 2004 году достиг скорости 9,6 Маха, а североамериканский X‑15A‑2 достиг 6,7 Маха, установив рекорд для пилотируемых реактивных самолетов, который остается непревзойденным.

Недавно военные всё чаще обращают внимание на гиперзвуковые технологии, сделав их новым полем конкуренции.

США, Китай и Россия конкурируют в создании гиперзвуковых ракет, а компании по всему миру разрабатывают мирные применения этих революционных технологий для скоростной перевозки пассажиров через Атлантический океан за 90 минут.

10 марта компания Hermeus из Атланты сообщила о выделении еще 100 миллионов долларов для развития гиперзвукового гражданского самолета.

В этом раунде финансирования принимают участие инсайдер Силиконовой долины Сэм Альтман, Фонд основателей Питера Тиля и технологическая венчурная компания In-Q-Tel. НАСА сотрудничает с проектом в качестве технологического партнера.

Компания Hermeus укомплектует свой первый прототип, названный Quarterhorse, двигателем комбинированного цикла, основанным на турбине. В качестве основы будет использован проверенный реактивный агрегат GE J85. Данная силовая установка уже давно установлена на истребителях, например, Northrop F-5 Tiger II. К нему добавлен прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Прямоточный двигатель представляет собой специфический тип двигателя, который перемещает воздух через упрощённую внутреннюю конструкцию, напоминающую вал, без движущихся частей или механизма сжатия воздуха. Запуск прямоточного двигателя невозможно осуществить со статичной начальной точки, но в момент достижения определённой скорости движения вперёд он способен развивать очень высокие обороты.

Hermeus считает, что этапы взлета и посадки будут аналогичны обычным реактивным самолетам. Только после достижения крейсерского режима над океаном, прямоточный реактивный двигатель запустится и продемонстрирует гиперзвуковые возможности.

Неизвестны публичные сведения о расходах, связанных с таким способом передвижения, и ещё меньше информации о предполагаемых ценах билетов или прибылях.

Самолет вмещает не более 20 пассажиров, действующие правила делают преодоление звукового барьера над сушей практически невозможным, поэтому остается несколько подходящих рынков. Например, одним из самых богатых и востребованных маршрутов является Лондон — Нью-Йорк.

Создатели Hermeus заявляют, что билеты будут стоить столько же, сколько и в бизнес-классе.

Не компания Хермеус одна занимается разработкой коммерческих гиперзвуковых моделей.

Швейцарский стартап Destinus, основанный российским физиком и предпринимателем Михаилом Кокоричем, создаёт беспилотное летательное средство, которое может достигать скорости до 15 Махов.

Из Франкфурта в Сеул поездка продлится примерно час пятнадцать минут, а до Австралии из Европы — менее двух часов.

Destinus стремится достичь этого, поднявшись в мезосферу, один из самых высоких слоев атмосферы, расположенный на высоте от 50 до 80 километров. Сначала самолет взлетает обычным способом, затем во время крейсерской фазы полета преодолевает мезосферу с низкой гравитацией, чтобы в конце плавно снизиться к конечному пункту назначения для обычной посадки.

Destinus специализируется на быстрой доставке высокоценных грузов. Возможности занять часть мирового рынка экспресс-перевозок стоимостью 60 миллиардов долларов стали причиной для привлечения новым стартапом инвестиций в размере 29 миллионов долларов от венчурных фондов и частных инвесторов. В перспективе компанию может заинтересовать рынок пассажирских перевозок.

В ноябре 2021 года, спустя несколько месяцев после начала эксплуатации, Destinus осуществил испытательные полеты своего первого дозвукового прототипа грузоподъемностью в одну тонну под Мюнхеном.

Компания намерена постепенно увеличивать масштабы работ: в 2027–2028 годах предполагается летать на транспортном средстве грузоподъемностью 10 тонн, а к 2030 году — на 100-тонном. Кроме того, планируется использовать жидкий водород, экспериментальное топливо, для достижения нулевых выбросов.