Самолеты A321neo и его дальностные модификации демонстрируют отличные результаты в эксплуатации по всему миру. Однако, результаты самого компактного члена семейства «NEO» — A319neo — значительно менее впечатляющие, и особых предпосылок для улучшения ситуации, вероятно, нет. Что является причиной?
В связи с решением Airbus отказаться от модернизации A318 до версии A318neo, A319neo стал самым компактным самолетом в линейке. На более крупных моделях семейства заметно преобладание удлиненных версий с обозначениями LR и XLR (для сверхбольшой дальности), в отличие от сокращенных, и A319neo следует этой тенденции. Этот тип самолета находится в коммерческой эксплуатации уже почти год, что позволяет оценить динамику его продаж.
Начиная с 2017 года, когда первый прототип A319neo покинул сборочный цех в Гамбурге, согласно информации от Airbus, поступило всего 91 заказом. И вот их распределение:
Правительства, бизнес и др. — 8 заказов на A319neo;
Air China — 5;
China Southern — 9;
Sichuan Airlines — 2;
Spirit Airlines — 31;
Tibet Airlines — 1;
Неназванные а/к — 35
Всего заказано 91 самолет A319neo, включая заказы как от правительств, так и от частных компаний.
На данный момент в коммерческой эксплуатации находится всего четыре самолета A319neo, и все они используются авиакомпанией China Southern Airlines для перевозки пассажиров.
В январе 2023 года правительство Узбекистана стало владельцем одного самолета A319neo.
Почему A319neo не пользуется такой же популярностью, как более крупные модели?
В настоящий момент самый крупный заказ оформлен авиакомпанией Spirit Airlines — 31 самолет. Однако, по сравнению со сотнями заказанных A320neo или сопоставимым по объему производства Boeing 737 MAX 7, количество заказанных «319-х нео» значительно меньше.
Несмотря на это, линейка Boeing MAX 7 сталкивается с аналогичными трудностями, хотя и в меньшем объеме: около 290 проданных самолетов (что значительно меньше, чем 91 у baby bus от Airbus) свидетельствует о меньшем спросе на эту модификацию 737 MAX по сравнению с более удлиненными версиями. При этом, основная доля заказов приходится на американскую авиакомпанию Southwest — 236 самолетов.
Низкий спрос на сокращенные модификации данных узкофюзеляжных самолетов обусловлен, прежде всего, более высокими расходами на перевозку одного пассажира на километр.
Несмотря на то, что эти самолеты обладают меньшей стоимостью, меньшим весом и большей дальности полета, именно стоимость перевозки одного пассажира делает более выгодными удлиненные модификации семейства A320neo и A321neo.
Несмотря на незначительное увеличение операционных расходов, авиакомпании в конечном итоге выбирают увеличение размера самолета для размещения большего количества кресел, поскольку это позволяет повысить грузоподъемность и снизить затраты на одного пассажира.