С коммерческой точки зрения Airbus A380 не оправдал ожиданий французских разработчиков. Это вполне объяснимо: авиационная отрасль постепенно отказывается от крупных самолетов, обслуживающих маршруты между крупными аэропортами. Однако, в области безопасности A380 продемонстрировал выдающиеся результаты.

Высокие показатели безопасности A380 можно отчасти объяснить его невысокой коммерческой популярностью. Дело в том, что Airbus произвел лишь около 250 самолетов Superjumbo. Это значительно меньше, чем у наиболее востребованных авиасемейств, например, Boeing 737, которых было реализовано более 10 000 единиц. В результате, самолеты серии 737 за время эксплуатации столкнулись с большим количеством происшествий.

Даже один инцидент с летальным исходом или потерей самолета A380 мог бы существенно повлиять на его общие показатели безопасности. Ярким примером подобной «математики» служит Concorde. У легендарного сверхзвукового лайнера была всего одна катастрофа, повлекшая потерю самолета, но она привела к уничтожению 1/14 всего флота.

Выбор маршрутов также играет важную роль. A380 спроектирован для перевозки значительного количества пассажиров на дальние расстояния между крупными аэропортами. Это подразумевает, что самолет, скорее всего, будет выполнять не более одного или двух рейсов в день.

Наибольшая вероятность авиапроисшествий приходится на этапы взлета и посадки. Однако, маршрутная схема полетов A380 предусматривает значительно меньшее количество потенциально опасных взлетов и посадок по сравнению с самолетами, предназначенными для ближнемагистральных перевозок, такими как Boeing 737 или A320, выполняющими от шести до восьми рейсов в день.

Несмотря на это, в истории Superjumbo были и не самые удачные рейсы.

В истории эксплуатации самолетов A380 зафиксировано два значительных случая, связанные с неожиданной потерей тяги двигателей.

В ноябре 2010 года произошел первый инцидент: у самолета A380 австралийской авиакомпании Qantas, следовавшего в Сидней из Сингапура, возникла неисправность двигателя. Обломки отказавшего двигателя спровоцировали возгорание топливного бака, повредив крыло самолета.

В полете от двигателя отделился крупный фрагмент и упал на индонезийский остров Батам. Никто из находившихся на борту и на земле не получил травм. Несмотря на серьезность повреждений, которые привели к классификации произошедшего как «несчастный случай», а не просто «инцидент», пилоты успешно совершили посадку самолета в Сингапуре.

Ни один из 440 пассажиров и 29 членов экипажа не получил травм, и жертв не было.

В сентябре 2017 года на рейсе Air France, следовавшем в Лос-Анджелес, произошел внезапный отказ одного из двигателей самолета A380. Когда лайнер находился в пяти часах полета от Парижа и уже был расположен к юго-востоку от Гренландии, четвертый двигатель вышел из строя. К счастью, несмотря на возникший пожар, экипажу удалось направить самолет в Goose Bay в Канаде, где была совершена благополучная посадка.

За почти 15 лет коммерческой эксплуатации, помимо этих двух инцидентов, не было зафиксировано ни единого несчастного случая и повреждений корпуса.

Именно поэтому A380 заслуженно считается образцом надежности в современной авиации, хотя это и обусловлено спецификой его эксплуатации и ограниченным количеством произведенных самолетов.

Встречался также уникальный случай, когда конденсационный след, оставленный самолетом A380, спровоцировал переворот частного самолета в воздухе. На борту Bombardier Challenger 604 находились пассажиры и экипаж, которые остались невредимы, однако воздушное судно получило повреждения, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией.

Airbus A380 — это не единственный современный авиалайнер, избежавший серьезных инцидентов и потерь. Модели Airbus A220, A320neo и A350 также демонстрируют безупречную историю эксплуатации. У Boeing также есть самолеты с аналогичными показателями: 717, 747–8 и 787 Dreamliner.

После перерыва, вызванного пандемией, многие авиакомпании вновь используют Airbus A380 в коммерческих рейсах. К этому типу самолета прибегают и новые авиаперевозчики для организации дальнемагистральных маршрутов.

Несмотря на растущую озабоченность экологическими вопросами и стремление к экономии топлива, вероятно, что Airbus A380 продолжит выполнять рейсы с максимальной загрузкой до 2030-х годов.