В стремлении к сокращению расходов, все больше авиаперевозчиков отказываются от откидывающихся спинок кресел в эконом-классе.

Раньше практически все кресла в эконом-классе самолетов были оборудованы механизмом, позволяющим их откидывать. Однако в настоящее время встречаются модели сидений, лишенных данной функции.

Как объясняется этот факт, кому это может принести пользу, и в целом: является ли это положительным или отрицательным явлением, что пассажир не имеет возможности отклонить спинку своего кресла?

Принцип работы регулировки наклона спинки кресла заключается в следующем: под подушкой сиденья расположен механизм, подключенный к кнопке на подлокотнике, а также пневматическая система, которая обеспечивает возврат сиденья в исходное, вертикальное положение.

Для авиакомпаний, очевидно, это прямые затраты.

Прежде всего, необходимо обеспечить техническое обслуживание: любой механизм подвержен поломкам, будь то из-за естественного износа или небрежного обращения со стороны пассажиров.

Второй важный аспект – снижение массы. Современные авиационные кресла, как правило, имеют вес от 7 до 10 килограммов. Каждые сэкономленные килограммы позволяют уменьшить расход топлива, требуемого для транспортировки.

Во-первых, это приводит к увеличению рабочей нагрузки бортпроводников. Когда пассажиры конфликтуют из-за правил использования откидывающихся спинок кресел, стюардессам приходится вмешиваться и разрешать эти споры, что увеличивает время обслуживания. Зафиксированы ситуации, когда соседи по ряду вели себя настолько агрессивно, что в целях безопасности приходилось отменять рейсы.

К 2010 году на рынок начали поступать высокотехнологичные сверхлегкие сиденья нового поколения. Такая легкость была достигнута благодаря отказу от функции откидывания. Спинка сидений фиксировалась под углом, находящимся в диапазоне между полностью вертикальным положением и положением, близким к разложенному.

Лоукостеры первыми обратили на это внимание. Эти авиакомпании, известные тем, что предлагают рейсы небольшой продолжительности и стремятся к максимальной экономии, исключают любые необязательные элементы из своей деятельности.

Британский бюджетный перевозчик Jet2 одним из первых начал использовать новую конструкцию сидений для пакетных туристов. В 2009 году авиакомпания выбрала кресла с предварительно откинутыми спинками у компании Acro, которая ранее предлагала их производство. Эта инновация прошла почти незамеченной, однако она ознаменовала переломный момент в подходе авиакомпаний к сиденьям эконом-класса.

Изначально известное как Clark, а ныне — Series 3, кресло Acro имело ряд важных особенностей.

Одним из недостатков было отсутствие механизма регулировки, а еще более существенным является тот факт, что и сиденье, и спинка имели неизменную, вогнутую конструкцию.

Благодаря такой конструкции, пассажиры высокого роста, сидящие на задних сиденьях, могут комфортно разместить колени по сторонам от углубления и получить до 5 сантиметров дополнительного места.

Даже эти 5 сантиметров играют важную роль. Самолеты эконом-класса с одним проходом, например, Boeing 737 или Airbus A320, обычно имеют около 30 рядов кресел эконом-класса, расположенных на расстоянии примерно 76 сантиметров друг от друга. Из этого значения необходимо вычесть толщину спинок кресел, чтобы определить доступное пространство.

Сокращение расстояния между рядами на 5 см позволяет авиакомпании выиграть 1,5 метра, что дает возможность установить дополнительный ряд кресел.

В течение последних десяти лет всё больше производителей кресел стали внедрять механизмы с откидывающимися спинками и другие решения, позволяющие уменьшить габариты и вес.

Компания Recaro, немецкий производитель, пользуется большим уважением и добилась значительных успехов, особенно благодаря своим гоночным автокреслам. Сегодня Recaro Aircraft Seating предлагает не только полноразмерные кресла эконом-класса для дальних авиаперелетов, но и облегченные фиксированные сиденья, предназначенные для коротких рейсов.

Авиакомпании имеют возможность установить фиксированный угол наклона спинки кресла – 15 или 18 градусов – уже на этапе сборки. Такой подход позволяет либо повысить удобство для пассажиров за счет большего угла наклона, либо оптимизировать компоновку салона для размещения большего числа мест.

Такой механизм не создает дискомфорт для пассажиров. Среди других преимуществ стоит отметить низкую общую стоимость, меньшее количество движущихся элементов в конструкции сиденья, высокую надежность, простоту обслуживания, небольшой вес и доступную цену.

Для каждой модели воздушного судна установлено максимальное сертифицированное число пассажиров, обозначаемое как max pax. Так, например, узкофюзеляжный Airbus A321neo рассчитан на 244 пассажира, размещенных в салоне эконом-класса. Однако, некоторые авиаперевозчики, предлагающие просторные кресла бизнес-класса, могут перевозить на этом самолете менее 150 пассажиров.

Безусловно, самолет с 244 посадочными местами не может похвастаться высоким уровнем комфорта и вместительности.

Ранее в основном используемые бюджетными авиалиниями, облегченные и тонкие кресла за последние годы стали применяться и в авиакомпаниях с полным спектром услуг, поскольку последние вынуждены конкурировать с более дешевыми перевозчиками».

Впрочем, решение, похоже, найдено. Авиаперевозчики разработали новый класс обслуживания – «премиум эконом». Теперь в продаже доступны сиденья с увеличенным пространством для ног в передней части салона эконом-класса. Эти сиденья оснащены более комфортными спинками с возможностью откидывания и розетками переменного тока, в отличие от стандартных кресел эконом-класса, которые имеют предварительно откинутые спинки и питание только от USB-порта, да и то не всегда.

Вполне вероятно, что скоро перестанут устанавливать регулируемые подголовники, а вместо тканевой обивки все чаще будут использовать искусственную кожу.

В дальних перелётах существенных изменений в конструкции кресел, скорее всего, не произойдёт. Они по-прежнему позволят пассажирам откидываться, но будут иметь более современный дизайн и больше места для ног. Это будет соответствовать дизайну уже откинутых кресел.

Прежде чем активировать кнопку в подлокотнике, убедитесь, что за вами нет препятствий, отклонитесь назад и плавно опустите спинку сиденья, по возможности без посторонней помощи.