В современной авиации широкофюзеляжные самолеты обычно оснащаются салонами эконом-класса с определенной компоновкой. Наиболее распространенные варианты: 2-3-2, 2-4-2, 3-3-3 и 3-4-3, выбор которых зависит от модели воздушного судна. Ранее самолеты с двумя проходами могли предлагать эконом-класс в конфигурации 2-5-2. Какие преимущества имела такая компоновка и почему она перестала использоваться?

В конфигурации 2-5-2 была своя логика.

Наличие двух мест слева и два места справа даёт возможность путешествовать вместе, избегая соседства с посторонними. В настоящее время, пассажиры эконом-класса чаще всего выбирают возможность забронировать два кресла рядом.

Для семей, желающих расположиться вместе, а не разделяться проходом, оптимальным выбором станет средний ряд из пяти мест.

Выяснилось, что данная компоновка имеет значительный недостаток: для выхода пассажиру на среднем кресле из пяти необходимо попросить и «переступить» через двоих соседей. Если это семейная пара, неудобств не возникнет, но одинокому путешественнику будет неловко просить половину своего ряда подняться, чтобы, к примеру, посетить туалет. Аналогичная ситуация возникает и у места у окна в компоновке 3-3-3, но без удобства расположения у окна.

В этой компоновке 2-5-2 также присутствует определенная структура. В отличие от схемы 3-3-3, где два пассажира располагаются у окна, в варианте 2-5-2 только один человек находится на расстоянии двух соседей от прохода.

Какие воздушные суда обладали подобной конструкцией?

Подобная планировка салона применялась на ряде старых широкофюзеляжных самолетах, таких как McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed TriStar. Встречалась она и у некоторых авиакомпаний на Boeing 777. В таком салоне не хватает пространства для стандартной компоновки 3-4-3, характерной для Boeing 747, однако остается «избыточное» пространство при схеме 2-3-2, как у 767. В связи с этим, авиакомпании могли использовать схему 2-5-2 на своих самолетах Boeing 777–200.

В число этих авиакомпаний входили American Airlines, Malaysia Airlines, Thai Airways и United. Однако большая часть этих самолетов уже не эксплуатируется.

Еще одним скрытым преимуществом такой компоновки является повышенная вероятность того, что среднее сиденье останется незанятым. Наличие свободного среднего кресла позволяет достичь коэффициента загрузки в 89 процентов. Это означает, что на большинстве рейсов эти места можно не продавать, за исключением случаев, когда семьи предпочитают сидеть вместе. В результате, фактически чаще формировалась бы конфигурация 2-2-2-2, а не 2-5-2. Многие пассажиров, часто летающие, высоко оценивали возможность располагаться с пустым креслом рядом.

При использовании схемы 3-3-3, свободные места в середине салона позволят заполнить самолет только на 67 процентов.

Вместе с Boeing 777 нового поколения появилась более вместительная компоновка 3-4-3, хотя и сохранена стандартная 3-3-3.

Ну и последний важный момент. По сравнению с конфигурацией 3-3-3, 2-5-2 имеет существенный недостаток: для подключения экранов к каждому сиденью потребуется дополнительный контроллер. Это связано с тем, что к каждому контроллеру можно подключить не более трех экранов. Любое дополнительное устройство на борту приводит к увеличению веса и расхода топлива.

Если на всех крупных авиалайнерах будет предоставлен бесплатный доступ к Wi-Fi, а пассажиры будут использовать свои собственные устройства, схема компоновки 2-5-2 может снова стать актуальной.