Разработка нового самолета, предназначенного для замены устаревших Ту-134 и Як-42, обошлась в 4 миллиарда долларов и заняла 34 года. Однако Ту-334 от компании Туполев не был запущен в серийное производство.
Ту-334 был современным российским авиалайнером, созданным для замены морально устаревших Ту-134 и Як-42, которые на тот момент эксплуатировались. Первоначально предполагалось, что самолет начнет полеты в 1995 году и будет использоваться крупнейшим российским авиаперевозчиком Аэрофлотом. Однако, как часто бывает, Ту-334 не был введен в коммерческую эксплуатацию, и проект был закрыт в 2009 году.
Судя по всему, этот самолет мог бы занять место одного из наиболее результативных советских авиалайнеров
Впервые чертежи нового самолета конструкторы представили в начале 1989 года. Ту-334 разрабатывался как узкофюзеляжный лайнер малой и средней дальности, созданный по аналогии с двухмоторным Ту-204. При создании Ту-334 были использованы многие передовые для того времени решения, реализованные в Ту-204, в частности, крыло и идентичная кабина пилотов. Фюзеляж получился несколько шире, но короче, чем у более крупного Ту-204.
Новый самолет Туполева, в отличие от Ту-204, был оснащен Т-образным оперением и имел двигатели, расположенные по бокам хвостовой части фюзеляжа, а не под крыльями.
Благодаря выдающимся показателям топливной экономичности и аэродинамики, характерным для конца 1980-х годов многообещающее светлое будущее Ту-334 было гарантировано .
Разработка самолета Ту-334 стартовала в начале 1990-х, однако продвигалась с трудом из-за финансовых трудностей, возникших в связи с распадом Советского Союза. В итоге, прототип был продемонстрирован на Московском авиасалоне в августе 1995 года.
Лишь спустя четыре года лайнер поднялся в воздух впервые. Российский сертификат типа воздушного судна был получен лишь 30 декабря 2003 года, что произошло более чем через 14 лет после утверждения! В 2007 году Ту-334 был представлен на авиасалоне МАКС в Москве.
Ту-334 представлял значительный потенциал. За время разработки было предложено восемь модификаций самолета: комбинированный вариант, удлиненный на 54 см и обладающий увеличенной дальностью, грузовой вариант, использующий сжиженный природный газ, увеличенный вариант (на 390 см больше базовой модели) и несколько версий с более мощными двигателями.
К декабрю 2006 года компания «Туполев» имела твердые заказы от семи авиакомпаний, а также заключила соглашения о намерениях с еще 24. Это позволило бы продать 297 экземпляров Ту-334.
По информации, опубликованной в конце 2008 года, приблизительно сотня авиакомпаний проявили интерес к оформлению заказов на данную модель самолета.
Иран являлся одним из ключевых заказчиков, намереваясь организовать сборку самолетов на своей территории к 2011 году и запустить серийное производство в 2015 году. В связи с прогнозируемым высоким уровнем спроса, «Туполев» заявил о начале российской сборки не позднее января 2009 года. Тем не менее, этот план не был реализован.
В середине 2009 года, с задержкой в несколько лет относительно первоначального плана, проект Ту-334 был приостановлен. После более чем 34 лет безуспешных попыток завершить разработку, проект самолета был закрыт в пользу конкурирующих моделей Sukhoi Superjet 100 и Антонов Ан-148.
Несмотря на то, что конструктивное сходство Ту-334 с Ту-204 было призвано сократить сроки и расходы, многомиллионная программа в итоге не достигла успеха. Она длилась три десятилетия и потребовала более 4 миллиардов долларов инвестиций.
Несмотря на то, что Ту-204 был разработан 34 года назад и успел поступить в производство, Ту-334 был выпущен лишь в ограниченном количестве и не дошел до серийного производства.