А321neo и его модификации с увеличенной дальностью совершают полеты по всему миру. Успехи самого компактного представителя линейки «NEO» — A319neo — значительно скромнее. У него, вероятно, не очень много перспектив.

В связи с отказом Airbus обновлять «baby bus» A318 до A318neo, A319neo стал самым компактным представителем семейства. На более новых моделях заметно, что удлиненные модификации с суффиксами LR и XLR (extra-long range) пользуются большей популярностью, чем условно сокращенные, и A319neo полностью соответствует этой тенденции. Этот тип находится в эксплуатации уже почти год, и можно проследить динамику его продаж.

С момента выхода первого прототипа A319neo с конвейера в Гамбурге в 2017 году было заказано 91 самолёт. Всего поступило заказов на 91 экземпляр. Самолёты направили…

Правительства, бизнес и др. — 8 заказов на A319neo;

Air China — 5;

China Southern — 9;

Sichuan Airlines — 2;

Spirit Airlines — 31;

Tibet Airlines — 1;

Неназванные а/к — 35

В общей сложности закуплено 91 самолёта A319neo, в том числе как правительственные, так и частные заказы.

В активной коммерческой эксплуатации находятся только четыре самолёта A319neo, перевозящих пассажиров. Все четыре принадлежит авиакомпании China Southern Airlines из Китая.

В январе 2023 года правительство Узбекистана получило один самолет A319neo.

Почему A319neo пользуется меньшей популярностью, чем более крупные модели?

В настоящий момент самым крупным заказом является заказ лоукостера Spirit Airlines — 31 самолет. Однако в сравнении с заказанными сотнями A320neo или конкурентом Boeing 737 MAX 7, количество «319-го нео» выглядит значительно меньше.

Серия Boeing MAX 7 находится в похожей ситуации, хотя в меньшем масштабе: примерно 290 проданных экземпляров (в сравнении с 91 у baby bus от Airbus) «малютка Боинг» 737 MAX собрал меньше покупателей, чем его более длинные аналоги MAX. Большая часть продаж приходится на одного американского перевозчика Southwest — 236 машин.

Низкая востребованность сокращенных версий этих самолетов малой вместимости обусловлена тем, что их эксплуатационные расходы выше на пассажиро-километр.

Хотя эти самолеты могут стоить меньше, быть легче и иметь больший радиус действия, окончательная цена за место всё же делает более выгодными удлиненные версии той же серии — A320neo и A321neo.

Вместительность салона, повышенная грузоподъемность и меньшая стоимость обслуживания каждого пассажира в итоге склоняют компанию к увеличению размера самолета для размещения большего количества кресел при лишь немного более высоких расходах на эксплуатацию.