Четырехмоторный Boeing 747, который обычно зовут «Королевой небес», когда-то мог быть короче и иметь лишь три двигателя.

Boeing 747

Boeing 747 широко известен как один из самых успешных самолетов в истории. В феврале 2019 года прошло 50 лет с момента его первого испытательного полета. С тех пор компания Boeing выпустила несколько модификаций, а всего было поставлено почти 1600 экземпляров.

Моделью этого типа стал 747–8 и его грузовой аналог 747-8F. В трехклассной конфигурации самолеты Korean Air вмещают 368 пассажиров: 6 в Первом классе, 48 — в бизнесе и 314 — в эконом-классе. Lufthansa запустила самолет в небо в июне 2012 года. Четырехклассная конфигурация 747–8 вмещает 364 пассажиров: 8 в Первом классе, 80 — в бизнесе, 32 — в премиум-экономе и 244 — в салоне экономического класса.

Boeing 747–8 является самым протяжённым самолётом мира, превосходя Airbus A340-600 всего на полтора метра.

Boeing разрабатывает два новых самолета Air Force One B747 для правительства США. Первоначально предполагалось, что поставки начнутся в 2024 году, но по информации производителя, к 2026 году будет самый ранний срок готовности. Последним коммерческим самолетом серии стал грузовой 747-8F, который был передан авиакомпании Atlas Air в октябре прошлого года.

Трехмоторный вариант

Все самолеты Boeing 747, которые мы видели, имеют четыре двигателя. Из-за своей прожорливости они уступили конкуренцию более молодым и экономичным двухмоторным моделям. Однако в 1960-х и 1970-х годах компания Boeing рассматривала возможность создания трехмоторного варианта «Королевы небес», с одним двигателем на каждом крыле и дополнительным, установленным на хвосте. В таком дизайне был выполнен узкофюзеляжный Boeing 727.

Трехмоторный Boeing 747 был короче базового 747. Его создали для противостояния широкофюзеляжным авиалайнерам Lockheed L1011 и McDonnell Douglas DC-10. «Боинг» имел большую пассажировместимость, большую полезную нагрузку и дальность полета, чем оба конкурента.

Почему проект провалился?

Новая идея с лайнером потерпела крах из-за двух факторов.

Для обеспечения надёжности трёхмоторного 747 потребовался новый тип крыла, так как существующий был спроектирован под два двигателя с каждой стороны. В итоге Boeing отказался от разработки нового крыла.

Второй пункт: подготовка пилотов. Boeing желал сделать продукт по управлению идентичным обычному 747-му. Для минимизации переподготовки летчиков при переходе на трехмоторный вариант компания стремилась сохранить существующие характеристики управляемости. Это оказалось невыполнимой задачей с двумя главными двигателями на крыльях и третьим, расположенным в хвосте.

Что стало с трехмоторным самолетом Boeing 747?

Boeing не полностью отказался от трехмоторной конфигурации 747-го, остановившись на более короткой версии с четырьмя двигателями. Такую версию назвали 747SP — Special Performance, или «Особые характеристики». Boeing построил 45 самолетов 747SP. Первый из них поступил в 1976 году в парк компании Pan Am. Говорят, что четыре этих самолета до сих пор летают.

Самый интересный 747SP, действующий до сих пор, известен как SOFIA — сокращение от «Стратосферная обсерватория для инфракрасной астрономии». За большой дверью в задней части фюзеляжа скрывается летающий телескоп. Построенный в 1977 году самолёт ранее эксплуатировался авиакомпаниями Pan Am и United Airlines, прежде чем в 1997 году его приобрело НАСА.

В итоге трёхмоторный вариант Boeing 747 проиграл конкуренцию Lockheed L1011 и McDonnell Douglas DC10. К концу XX века McDonnell Douglas представила самолет второго поколения с тремя двигателями — MD-11.

Дебют MD-11 в авиакомпании Finnair состоялся в декабре 1990 года. Самолет выдержал конкуренцию с Boeing 777 и Airbus A340. Базовая конфигурация была похожа на конфигурацию DC-10, но с обновленными двигателями. MD-11 отличался более длинным фюзеляжем и широкими крыльями по сравнению с предшественником.

McDonnell Douglas смогла построить лишь 200 таких самолетов, много заказов осталось невыполненными. Сейчас этот тип обслуживают только грузовые авиакомпании. Boeing, отказавшись от производства трехмоторного 747, избежал участи MD-11 как пассажирского авиалайнера, сосредоточив усилия на более перспективных и успешных проектах.