В погоне за экономией многие авиакомпании перестают устанавливать откидывающиеся кресла в эконом-классе.

Недавно все кресла эконом-класса в самолётах имели возможность складываться. Сейчас существуют модели сидений, где такого механизма нет.

Причины этого явления, заинтересованные лица и общее благо или вред невозможности откидывания сидений пассажирами.

Механизм, расположенный под подушкой сиденья, соединяется с кнопкой на подлокотнике и пневматической системой, отвечающей за возвращение сиденья в вертикальное положение.

Для авиакомпаний, очевидно, это прямые затраты.

Первоочередной задачей является техническое обслуживание: любой механизм со временем выходит из строя по причине естественного износа или неправильного обращения пассажиров.

Во-вторых, это повышение массы. Большая часть современных лёгких авиационных сидений весит примерно от семи до десяти килограммов. Каждый сэкономленный килограмм уменьшает расход топлива, который требуется для их транспортировки.

Это создает лишнюю работу бортпроводникам: им приходится разрешать споры пассажиров из-за правил этикета по откидыванию сидений, что затягивает обслуживание. В отдельных случаях соседи по ряду становились настолько раздражительными, что рейсы отменялись в целях безопасности.

К 2010 году рынок пополнился высокотехнологичными сверхлегкими сидениями нового поколения. Такая лёгкость объяснялась отсутствием функции откидывания: спинка была зафиксирована под углом между полностью вертикальной и разложенной позициями.

Вначале внимание к этому привлекли бюджетные перевозчики.

Британская бюджетная авиакомпания Jet2 для туристов первой внедрила новую конфигурацию. В 2009 году выбрала предварительно откинутые сиденья у производителя Acro. Событие прошло практически незаметно, но стало революцией в отношении авиакомпаний к креслам эконом-класса.

Кресло Acro, которое раньше именовалось Clark, а сейчас называется Series 3, имеет несколько отличительных особенностей.

Отсутствует механизм откидывания, а форма сиденья и спинки всегда остается вогнутой.

Эта конструкция даёт высокому пассажиру, сидящему сзади, возможность разместить колени с двух сторон выемки и получить до пяти сантиметров дополнительного места.

5 сантиметров действительно имеют значение. Эконом-класс самолетов с одним проходом, например Boeing 737 или Airbus A320, вмещает около 30 рядов кресел эконом-класса, расположенных с шагом порядка 76 см. Если вычесть отсюда толщину спинки, получится полезное пространство.

Экономия пяти сантиметров в каждом ряду позволяет авиакомпании получить дополнительно полтора метра и разместить еще один ряд сидений.

За последнее десятилетие появилось много производителей кресел, которые уделяют внимание предварительно откидным сиденьям и другим методам экономии пространства и веса.

Немецкая компания Recaro, широко признанная и добившаяся успеха в производстве гоночных автокресел, предлагает помимо полнофункциональных кресел эконом-класса для дальних рейсов также тонкие фиксируемые сиденья для кратких полетов.

Авиакомпания при монтаже кресел может предусмотреть заданный угол наклона спинки: 15 или 18 градусов. Такой выбор позволяет либо повысить комфорт путём увеличения угла наклона спинки, либо разместить больше пассажиров.

Вдобавок, откидывание не вторгается в личное пространство пассажиров. Среди других достоинств — доступная цена, меньше движущихся деталей на сиденье, возросшая надёжность и простота обслуживания, небольшой вес и затраты.

Каждая модель самолета имеет сертифицированное максимальное количество пассажиров, называемое max pax. Например, узкофюзеляжный самолет Airbus A321neo рассчитан на 244 пассажира эконом-класса. Некоторые авиакомпании с просторным бизнес-классом перевозят на нем меньше 150 пассажиров.

Можно предположить, что самолет с вместимостью 244 пассажиров не отличается особым комфортом и простором.

В последнее время лёгкие стулья-кресла, прежде популярные у лоукостеров, стали появляться в бизнес-авиаперевозчиках. Это связано с острой конкуренцией со стороны более дешёвых авиакомпаний.

Впрочем, выход вроде бы найден. Авиакомпании предложили новый формат: «премиум эконом». В продаже появились места с дополнительным пространством для ног в передней части салона эконом-класса. У таких мест более функциональные модели сидений с откидывающейся спинкой и розетками переменного тока, тогда как обычные сиденья в экономе предварительно откинуты и не имеют питания кроме USB-розетки, да и то не всегда.

Подвижные регулируемые подголовники могут скоро исчезнуть, а вместо ткани всё чаще используют искусственную кожу для обивки.

На дальнемагистральных рейсах по креслам изменений вряд ли будет, лишь форма станет более современной с увеличенным пространством для коленей, аналогичным предварительно откинутым сидениям.

Прежде чем нажать на кнопку в подлокотнике, убедитесь, что за вами ничего нет, откиньтесь назад и плавно поднимайте спинку сиденья, если возможно, без помощи других.