Четырехмоторный Boeing 747, которого обычно называют «Королевой небес», раньше имел укороченную версию с тремя двигателями.

Boeing 747

Boeing 747 известен многим. В феврале 2019 года исполнилось 50 лет со дня первого испытательного полета этого самолета, одного из самых успешных в истории. С тех пор компания Boeing выпустила несколько модификаций гиганта и поставила почти 1600 экземпляров.

Последней моделью этого типа стали самолеты 747–8 и его грузовой вариант 747-8F. В трехклассной конфигурации самолеты Korean Air вмещают 368 пассажиров — 6 в Первом классе, 48 в бизнесе и 314 в эконом-классе. Lufthansa запустила самолет в небо в июне 2012 года, и ее четырехклассная конфигурация 747–8 вмещает 364 пассажиров — 8 в Первом классе, 80 в бизнесе, 32 в премиум-экономе и 244 в салоне экономического класса.

Boeing 747–8 — самый длинный в мире авиалайнер, превосходящий Airbus A340-600 на 1,5 метра.

Boeing разрабатывает два новых самолета Air Force One B747 для правительства США. Первоначально поставка была запланирована на 2024 год, но, согласно информации производителя, к 2026 году будет готов лишь самый ранний вариант. Последним коммерческим самолетом серии стал грузовой 747-8F, переданный авиакомпании Atlas Air в прошлом октябре.

Трехмоторный вариант

Все видимые самолеты Boeing 747 имеют четыре двигателя. Из-за большой потребности в топливе перехватили лидерство более молодые и экономичные двухмоторные конкуренты. В шестидесятых и семидесятых годах Boeing рассматривал создание трехмоторной версии «Королевы небес» с одним двигателем на каждое крыло и дополнительным на хвосте, как у узкофюзеляжного Boeing 727.

Трехмоторный Boeing 747 был короче базового 747. Разработали его для соперничества с современными широкофюзеляжными самолётами Lockheed L1011 и McDonnell Douglas DC-10. При этом «Боинг» обладал большей пассажировместимостью, большей полезной нагрузкой и дальностью полета, чем оба конкурента.

Почему проект провалился?

Новая концепция лайнера потерпела неудачу по двум основным причинам.

Для обеспечения надёжности трёхмоторного 747 требовалось крыло совершенно новой конструкции, так как существующее предназначалось для двух двигателей с каждой стороны. В результате компания Boeing прекратила разработку нового крыла.

Вторая причина – подготовка пилотов. Boeing ставил целью сделать новый самолет таким же по управлению, как обычный 747. Чтобы сократить переподготовку летчиков при переходе на трехмоторный вариант, Boeing стремился сохранить существующие характеристики управляемости. Однако задача оказалась невыполнимой с двумя двигателями на крыльях и третьим, установленным в хвосте.

Что стало с трехмоторным самолетом Boeing 747?

Boeing не полностью отказался от трехмоторной конфигурации 747-го, остановившись на более короткой версии с четырьмя двигателями. Версия получила название 747SP — Special Performance, или «Особые характеристики». В общей сложности было построено 45 самолетов 747SP. Первый из них поступил в 1976 году в парк компании Pan Am. Говорят, что четыре этих самолета все еще эксплуатируются.

Самый интересный 747SP, который еще летает, называется SOFIA (Stratospheric Observatory For Infrared Astronomy). В задней части фюзеляжа разместился огромный телескоп, за скрытой дверью. Этот самолет, выпущенный в 1977 году, ранее использовался компаниями Pan Am и United Airlines, а в 1997 году его купило НАСА.

В итоге трехмоторный Boeing 747 проиграл конкуренцию Lockheed L1011 и McDonnell Douglas DC10. К концу XX века компания McDonnell Douglas представила самолет второго поколения с тремя двигателями — MD-11.

Первое коммерческое использование модели MD-11 началось в авиакомпании Finnair в декабре 1990 года. Самолет противостоял конкуренции Boeing 777 и Airbus A340. Базовая конфигурация соответствовала конфигурации более старого DC-10, но имела преимущества обновленных двигателей. MD-11 отличался более длинным фюзеляжем и более широкими крыльями по сравнению с предшественником.

McDonnell Douglas смогла построить лишь 200 таких машин, множество заказов осталось невыполненными. Сейчас этот тип обслуживают только грузовые авиакомпании. Boeing, отказавшись от производства трехмоторного 747, избежал судьбы MD-11 как пассажирского самолета, сосредоточившись на более перспективных и успешных проектах.