В этом году ожидается восстановление отрасли до уровня до пандемии, возможно даже с превышением его показателей. Однако нестабильные факторы продолжают создавать сложности для преодоления. Какие важные аспекты могут повлиять на авиационную индустрию в текущем году?

1. Повышенный спрос на авиаперевозки продолжится
В прошлом году спрос на авиаперелеты заметно увеличился вследствие снятия ограничений большинством стран мира. Авиакомпании могут еще более уплотнить расписания и приблизиться к допандемическому уровню пассажиропотока. Открытие границ Китая дает основание полагать, что объемы перевозок превзойдут прошлогодние показатели, а пассажиропоток может превысить допандемийный уровень.
Проблемы авиакомпаний и аэропортов прошлого года не исчезли. Прежде всего, это недостаток квалифицированных сотрудников и повышение цен на топливо. К тому же, инфляция всё ещё растёт.
Велика вероятность того, что авиаотрасль справится с этими сложностями и покажет ещё больше успехов в этом году.
2. Изъяны в цепочках поставок
В 2023 году авиакомпаниям предстоит сложнее, чем прежде, обеспечивать технические аспекты полетов. Несомненно, авиакомпании стремятся увеличить свои мощности за счет новых самолетов, но прошлогодние сбои в цепочках поставок, к сожалению, сохранятся и в этом году.
Нехватка компонентов неизбежно замедлит производство самолетов, как это происходило в прошлом году, когда отсутствовали двигатели и другие запчасти. Из-за этого производителям придется испытывать трудности при выполнении контрактов по поставкам, а авиакомпаниям – стагнация мощностей.
Стоимость аренды самолетов существенно вырастет.
Несмотря на трудности с производством и поставками самолётов, авиакомпаниям есть альтернативы для расширения парка воздушных судов, например, лизинг. За время пандемии авиакомпании сократили свой парк примерно на 4 процента, а вот лизингодатели воздушных судов, наоборот, разрослись новой техникой более чем на 15 процентов. Сегодня они управляют более чем 50% мирового парка пассажирских воздушных судов.
В период пандемии авиакомпании обнаружили, что сроки доставки арендованных самолетов меньше, чем при получении новых от производителей Boeing или Airbus. Это указывает на рост спроса на арендуемые воздушные суда и возможность лизингодателям гибко устанавливать цены. С учетом влияния инфляции на индустрию лизинга воздушных судов ожидается повышение ставок аренды для покрытия капитальных затрат.
4. Цифровизация аэропортов усилится
В 2022 году аэропорты испытывали сбои работы из-за неготовности к резкому росту спроса. Некоторые крупные учреждения ввели искусственное ограничение пассажиропотока для предотвращения больших очередей, задержек и проблем с багажом.
Благодаря более широкому внедрению цифровых алгоритмов и искусственного интеллекта ситуация улучшилась: появились системы приема и обработки багажа, функционирующие без участия людей, увеличилось число пассажиров, заранее зарегистрированных на рейс, паспортный контроль всё чаще осуществляется в автоматическом режиме и так далее.
Изменения актуальны для аэропортов в настоящее время, их применение и распространение увеличатся, а руководство аэропортов усилит инвестиции в передовое оборудование.
Производство экологически чистых видов авиатоплива увеличится.
Авиастроение подошло к нулевому уровню выбросов углекислого газа в течение года. Обновление парка воздушных судов новыми, экономичными самолётами очевидное решение. Получение достаточного количества новых двухмоторных лайнеров может занять время. Важно будет использовать экологически чистое авиационное топливо (SAF).
За прошлый год производство SAF увеличилось втрое, однако всё ещё составляет лишь около 1 процента от запланированного на 2030 год объёма. С ростом интереса авиакомпаний к долгосрочному использованию SAF, отрасль в этом году должна будет найти ресурсы для расширения производства и внедрения этого биотоплива.