
Редакция проконсультировалась с экспертами, выяснив их точку зрения о… рвенииЦентробанк усилит контроль над сайтами для выявления случаев принудительного предложения клиентам дополнительного страхования. В этот мониторинг вошли авиакомпании и туроператоры.
По мнению специалистов, действия Центробанка имеют как положительные, так и отрицательные стороны. В страховой компании говорят о том, что депутаты внесли изменения в ранее действовавшие законы и четко указали: турист должен иметь страховку или оплачивать лечение за границей самостоятельно. Такой подход был вызван увеличением к 2015 году случаев, когда россияне попадали в беду во время отдыха без страховки, а всем миром приходилось собирать деньги на помощь. Кроме того, отсутствие зарубежных карт и счетов может создать сложности при оплате российскими картами. Наличными можно платить, но не все перевозят крупные суммы, которые смогут покрыть медицинские расходы в случае госпитализации или транспортировки, а тем более посмертной репатриации.
В страховой компании отмечают, что многие организованные туристы привыкли к тому, что все устроено за них: страховка включена в тур, и нет необходимости дополнительно заботиться об этом. «Прошлый год принес случай, когда турист обратился в ЦБ и другие контролирующие органы, включая ВСС и ГФУ, с жалобой на то, что туроператор не включил ему эту услугу автоматически в путевку», – говорит Алчеева. Таким образом, туроператор, соответствующий нынешним рекомендациям надзорных органов, вызвал недовольство клиента.
Георгий Мохов, основатель юридического агентства «Персона Грата», считает, что нужно рассматривать ситуацию с разных точек зрения: «Страхование рисков – дело необходимое и полезное, но при условии очевидной добровольности выбора. Без каких-либо технических хитростей и сложностей, не дающих возможности отказаться от ненужной услуги». Эксперт добавил, что зачастую нельзя приобрести определенную услугу без дополнительного страхования даже при наличии годового полиса на все риски. Иногда цену страховки «зашивают» в саму стоимость, поэтому ее практически незаметно и отказаться от нее невозможно.
В марте прошлого года ЦБ совместно с Роспотребнадзором направили информационное письмо страховым компаниям и их партнерам. В нём предлагались рекомендации о возможности свободного выбора услуг потребителем. В начале текущего года регуляторы проверили соблюдение этих советов, и по информации ЦБ, выявлено много нарушений: заранее проставленное согласие на страховку было в большинстве случаев. При этом регулятор отмечает, что число жалоб по данному вопросу крайне незначительно.