Туристам из России отказали в регистрации на рейс в Катар в Домодедово из-за проблем с автоматической системой сканирования документов авиакомпании Qatar Airways. Система не смогла прочитать паспорта российских граждан, в результате тур был аннулирован: деньги за проживание вернул туроператор, а за перелет – нет, включив их в фактические расходы.


Выяснилось, что у туристов имелись заграничные паспорта сроком действия пять лет. В МВД исключили возможность собственной ошибки. Визуально документы казались подлинными, разве что две цифры в машиночитаемой строке были немного бледными.


Туристы сначала подали претензию туроператору с требованием вернуть деньги за неиспользованные авиабилеты (поскольку остаться дома им пришлось не по своей воле), а затем решили обратиться в суд. «В досудебной претензии мы запросили официальный документ и ссылку на нормативные акты и регламенты, которые дали право авиакомпании отказать в регистрации, но, получив от туроператора формальный ответ, обратились в суд», – сообщил юрист Игорь Косицын.


В Красногорском городском суде туристы проиграли дело: суд посчитал, что путешественники могли самостоятельно изучить правила катарского аэропорта.


Московский областной суд удовлетворил апелляционную жалобу и принял решение в пользу туристов. Туроператору предъявили требование о выплате 65 тысяч рублей за авиабилеты и такси, 70 тысяч рублей неустойки, 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и штраф в размере 50 тысяч рублей. В суде признали туроператора ответственным за незаконный отказ в предоставлении услуг, включенных в туристский продукт, из-за действий авиакомпании.


В конечном итоге отвечать может перевозчик. Неясно, какую формулировку даст суд. Возможно, виновной признают авиакомпанию, но ответственность туроператора распишут как исполнителя по договору реализации турпродукта. В таком случае есть основания для регресса.


В судебном процессе представитель Qatar Airways заявил, что правила для паспортов у авиакомпании прописаны, но только не на русском языке. Согласно этому, именно туроператор обязан был разъяснить туристам особенности регистрации. Если этого не сделал, то несёт ответственность за недостаточную информацию.

В сентябре мы написалиИз-за невнимательности судебного пристава российская туристка не смогла отправиться в Паттайю. За тур стоимостью свыше двухсот тысяч рублей судом вернули ей деньги.