По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), число зафиксированных случаев неадекватного поведения пассажиров в 2022 году выросло относительно 2021 года.

IATA настоятельно рекомендует всем государствам обеспечить наличие правовых инструментов и полномочий для привлечения к ответственности пассажиров, нарушающих правила, в соответствии с Монреальским протоколом 2014 года (MP14).

Официальная статистика показывает, что в 2022 году зафиксирован хотя бы один инцидент на каждые 568 выполненных авиарейсов. В 2021 году подобных случаев наблюдалось значительно меньше – один инцидент приходился на 835 рейсов, что на 50% меньше, чем в 2022 году.

В 2022 году чаще всего регистрировались случаи несоблюдения экипажем установленных правил, словесные оскорбления и случаи опьянения. Инциденты, связанные с физическим насилием, остаются относительно редкими, однако их количество также возросло по сравнению с 2021 годом – на 61%, что приходится на один случай из 17 200 рейсов.

Первоначально наблюдалось снижение числа инцидентов, связанных с несоблюдением установленных правил, после снятия ограничений на ношение масок на большинстве рейсов. Однако в течение 2022 года частота таких инцидентов вновь возросла, и к концу года она увеличилась примерно на 37% по сравнению с показателями 2021 года. Среди наиболее часто встречающихся нарушений были:

̶ курение сигарет, электронных сигарет, вейпов и иных устройств непосредственно в салоне самолета или в туалетных комнатах;

̶ невыполнение инструкций по использованию ремней безопасности;

̶ нарушение установленных лимитов на перевозку ручной клади или невыполнение требований к ее размещению;

̶ употребление собственного алкоголя на борту.

IATA разработала двухэтапный подход с целью снижения рисков, связанных с агрессивным поведением пассажиров во время полета.

Для привлечения к ответственности пассажиров, нарушающих установленный порядок, включая иностранных граждан, требуется юридическое обоснование и возможность применения соответствующих мер воздействия, пропорциональных тяжести проступка. Данные полномочия закреплены в Монреальском протоколе 2014 года, и IATA настоятельно рекомендует всем государствам как можно скорее ратифицировать его. На текущий момент это сделали приблизительно 45 стран, на которые приходится 33% международных пассажирских перевозок.

Для предотвращения инцидентов предлагается проводить предварительную работу со службами аэропортов, включая бары, рестораны и магазины беспошлинной торговли, осуществляющие продажу алкоголя.

Учитывая, что причиной опьянения в большинстве случаев является употребление алкоголя до полета, приоритетным направлением становится поддержка аэропортовских баров и ресторанов в вопросах ответственного употребления алкоголя.

«Люди имеют право на приятный отдых, однако все пассажиры обязаны уважать окружающих и персонал авиакомпании. В целях обеспечения комфорта для всех остальных, мы не будем извиняться за пресечение ненадлежащего поведения отдельных путешественников, которое может негативно сказаться на перелете, ― отмечается в рекомендациях IATA.