Хотя конфликт между Qatar Airways и Airbus сейчас разрешен, он оказал значительное влияние на состав воздушных судов авиакомпании за последние два года.
В Qatar Airways более 200 пассажирских самолетов, формирующих разнообразный авиапарк. В состав альянса oneworld входят как широкофюзеляжные, так и узкофюзеляжные воздушные суда различных производителей, включая Airbus и Boeing. Airbus A320 является наименьшим самолетом в парке авиакомпании, а A380 Superjumbo – самым крупным. Недавние разногласия с Airbus оказали значительное влияние на текущий и перспективный состав авиапарка.
В настоящее время авиапарк Qatar Airways насчитывает 236 воздушных судов, включая 28 грузовых самолетов, используемых для перевозок в рамках Qatar Airways Cargo. Среди них 26 Boeing 777F и два Boeing 747-8F. Остальные 208 пассажирских самолетов распределены следующим образом:
29 экземпляров A320-200;
5 — A330-200;
7 — A330-300;
34 — A350-900;
19 — A350-1000s;
10 — A380;
9 — 777-200;
54 — 777-300ER;
30 — 787-8;
11 — 787-9.
Qatar Airways располагает десятью различными модификациями самолетов шести типов, что демонстрирует разнообразие ее пассажирского парка. Стоит отметить, что A321-200 больше не используются авиакомпанией: последние два узкофюзеляжных лайнера были выведены из эксплуатации в период с июня по декабрь 2022 года. Кроме того, Qatar Airways прекратила эксплуатацию последних Airbus A319 в июне 2020 года и феврале 2021 года.
Разрешение судебного спора между Qatar Airways и Airbus, касающегося дефектов поверхности самолетов A350, существенно повлияло на структуру авиапарка авиакомпании. Несмотря на недавнее урегулирование, двухлетний период разбирательств заставил Qatar Airways приостановить прием новых A350 от Airbus. В результате были отменены заказы как на оставшиеся A350, так и на A321neo.
В мае 2019 года Qatar Airways намеревалась прекратить использование самолетов A320 и A330. Ранее, в качестве плана, предусматривался поэтапный вывод этих моделей из эксплуатации к 2024 году. Согласно заявлению Airbus за 2017 год, поставка A321neo в авиакомпанию должна была состояться еще в 2019 году, однако этого не случилось и до сих пор.
Изначальный план был связан с обновлением авиапарка самолетами A321neo, A350 и 787. Но в связи с приостановкой программы модернизации самолетов A350, авиакомпания приняла решение вновь использовать существующие самолеты A330, чтобы не сокращать сеть маршрутов.
Вклад Boeing также сказался на задержке поставок, поскольку компания только недавно возобновила поставки новых самолетов 787–9.
Это повлекло за собой заметное увеличение возраста авиапарка, например, самолетам A330 в среднем уже 16,5 лет. В то же время, средний возраст всего флота составляет около 8,5 лет, если учитывать грузовые самолеты Qatar Airways.
Qatar Airways также испытывает необходимость в эксплуатации большого количества Airbus A320-200, возраст которых превышает 10 лет. Планировалось, что к настоящему моменту авиаперевозчик заменит эти узкофюзеляжные самолеты на более современные модели A321neo.
Сокращение авиапарка A350 вынудило авиакомпанию вернуться к эксплуатации A380. В настоящее время из десяти имеющихся самолетов активно используются только семь, а еще один находится в резерве и может быть утилизирован для получения запчастей.
В настоящее время самолеты A380 авиакомпании Qatar Airways выполняют рейсы из Дохи в австралийские города Перт и Сидней, а также дважды в день отправляются в лондонский аэропорт Хитроу.
Чтобы дополнить свой парк, Qatar Airways также искала возможности для закупки самолетов за границей. В результате авиакомпания приобрела четыре Boeing 777-300er, ранее эксплуатировавшиеся Cathay Pacific, а также получила еще два таких же самолета от Virgin Australia.
«Компания «Катарские» заключила договор с Oman Air на аренду трех самолетов Airbus A330-300. В соответствии с условиями соглашения, Oman Air предоставляет самолеты вместе с экипажами, обеспечивает техническое обслуживание и страхование. Из Дохи эти воздушные суда преимущественно используются для выполнения рейсов в Коломбо (Шри-Ланка), Дакку (Бангладеш), Тунис, Бейрут (Ливан) и Каир (Египет).
В условиях обострения конфликта между Airbus и Qatar Airways, европейский авиастроитель расторгнул неисполненные заказы на самолеты A350 и весь заказ на A321neo. В ответ, в январе 2022 года Qatar Airways разместила крупный заказ у Boeing. Согласно соглашению, авиаперевозчик обязуется приобрести 50 грузовых самолетов 777–8, а также подписала меморандум о взаимопонимании относительно 50 самолетов 737–10. Несколько месяцев спустя, на авиасалоне в Фарнборо в июле, Qatar Airways увеличила максимальный заказ на 25 самолетов, добавив опции на еще 25 единиц этого типа.
В связи с возобновлением переговоров по заказу A321neo, возникает вопрос о дальнейшей судьбе заказа Qatar Airways на Boeing 737 MAX 10, учитывая схожесть размеров этих двух типов воздушных судов. Эксперты выделяют несколько возможных вариантов развития событий.
- Сохранение заказа «Боинга» позволит авиакомпании расширить ассортимент используемых самолетов.
- Она имеет право аннулировать этот заказ и взять на себя все сопутствующие штрафные санкции.
- Существует вероятность, что этот заказ будет пересмотрен и обменян на другие продукты Boeing, такие как другие версии самолета MAX, модели 787, 777-8F или 777–9.
Судя по недавним фотографиям Boeing 737 MAX 8 авиакомпании S7 с частично нанесенной ливреей Qatar Airways, авиаперевозчик, вероятно, уже сделал свой окончательный выбор.