Qatar Airways получила первый авиалайнер A350-1000 после завершения сложного судебного разбирательства с компанией Airbus. Ранее поставки нескольких десятков заказанных самолетов A350 для авиаперевозчика из Дохи были приостановлены.

В прошлую пятницу самолет A350-1000 с регистрационным номером A7-ANT покинул штаб-квартиру Airbus в Тулузе и отправился в Доху. Эта дата стала важной вехой, так как ознаменовала возобновление поставок: Qatar Airways получила первый новый A350-1000, который не поступал с декабря 2020 года.

Первый тестовый полет самолет выполнил в ноябре 2021 года, однако в течение полутора лет он находился на земле на юге Франции в ожидании разрешения возникшего спора.

Airbus прекратила контракт с Qatar Airways, касающийся 23 самолетов A350, и рассматривала возможность поиска альтернативного покупателя. К счастью, в феврале 2023 года стороны пришли к мировому соглашению после разбирательства в Высоком суде Лондона, связанного с многомиллиардным иском.

Первые сообщения о противоречиях между Qatar Airways и Airbus возникли в мае 2021 года, когда Акбар Аль Бейкер, генеральный директор авиакомпании, указал на наличие «серьезной проблемы» у нескольких самолетов A350».

Вскоре стало известно о появлении трещин на лакокрасочном покрытии отдельных участков фюзеляжа. Краска начала подниматься пузырями и отслаиваться, под ней обнаружился тонкий слой сетки, предназначенный для защиты от ударов молнии.

Qatar Airways выявила дефект у 30 самолетов A350 и приостановила их эксплуатацию. Запрет был введен национальным авиационным регулятором из-за опасений, что дефект покрытия может создать угрозу безопасности полетов.

Airbus постоянно заявлял, что, несмотря на визуальные дефекты, сам по себе этот дефект не представляет угрозы безопасности. Конкретные условия урегулирования не разглашаются, однако Qatar Airways настаивает на комплексном решении, направленном на устранение источника проблемы.

Разногласия в суде могли помешать планам Qatar Airways по расширению бизнеса, поскольку Airbus отменил заказ на оставшиеся самолеты A350 и также разорвал соглашение о поставках узкофюзеляжных самолетов A320.

Qatar Airways запросила у Boeing самолеты 737MAX для компенсации дефицита, однако Airbus впоследствии подтвердил ранее размещенные заказы.

Несмотря на это, авиаперевозчику пришлось отступить в очереди ожидания поставок, и первый из 50 самолетов A321neo теперь не будет поставлен раньше 2026 года.