Литвинов Андрей, командир экипажа самолёта Airbus A320.
поделился Профессиональный анализ расшифровки переговорной связи с наземным обслуживанием пилотами. разбившегося 25 декабря в аэропорту Актау приземлился самолет Embraer E-190 авиакомпании AZAL, следовавший из Баку в Грозный.


Специалист считает, что запись разговора экипажа, опубликованная вчера в сети, не является подделкой: «Для непрофессионалов, не знакомых особенностям работы в авиации и профессиональному жаргону, её воспроизвести невозможно. Уже во второй-третьей фразе станет заметно».


Изучая запись с минуту за минутой, Андрей Литвинов сделал вывод, что самолет был поврежден извне. По его словам, это видно по фрагменту расшифровки, сделанному в 08:14:19, когда экипаж сообщает: «Набираем эшелон 150, в нас попала птица. Ускоряем набор высоты». Через два минуты, в 08:16, пилоты подтвердили диспетчеру аэропорта Грозный, где произошло авиапроисшествие: «Удар птицы. В кабине (имеется в виду пассажирский салон)… ».
РедДва кресла взорвались. Андрей Литвинов подчеркивает, что версию о птицах следует рассматривать как предположение пилотов, так как достоверный вывод может сделать только экспертиза после тщательного расследования: «Если бы я был на месте экипажа, первое, что пришло бы в голову – именно мысль о птицах». Позже во время полета пилоты сообщили об взрыве кислородного баллона в пассажирском салоне. Возможно, эту информацию передали бортпроводники, комментирует специалист.


В результате удара разгерметизировался салон, как следует из перехваченных переговоров. Гидравлика также отказала – рули перестали функционировать. Водители вынуждены были управлять самолетом с помощью РУД (ручек управления двигателями), что существенно снижает маневренность.


Андрей Литвинов отвергает появившиеся в социальных сетях домыслы о «непрофессиональных» действиях пилотов, которые якобы хаотично меняли маршрут, запрашивая для аварийной посадки то аэропорт Махачкалы, то Баку, и лишь затем решив следовать в Актау. «Командир воздушного судна принимал абсолютно грамотные решения, исходя из текущей обстановки на борту, а также информации о погодных условиях в возможных пунктах прибытия – они были крайне неблагоприятные. Он не совершил ни одной ошибки. В итоге был совершенно оправданно выбран Актау – аэропорт в степи, на равнинной местности. Пытаться посадить практически потерявший управление самолет именно там было наименее рискованным вариантом», – считает специалист. «Восторгаюсь героизмом и профессионализмом экипажа. Управление при помощи РУД – это высшее мастерство. Командир погиб, как и часть пассажиров, но все же спас жизни 30 людей. Им стоило бы ставить свечки этому человеку за “второе рождение”», – не скрывает эмоций эксперт.


Специалист категорически не согласен с предположениями о том, что диспетчеры аэропортов Грозного и Ростова-на-Дону, с которыми общался экипаж, пытались вывести самолет за пределы России. «Из расшифровки ясно следует, — отмечает он, — что наземные службы оказывали пилотам максимальную помощь, предоставляли информацию, давали необходимые рекомендации и регулярно уточняли обстановку на борту. Что касается выбора пункта для аварийной посадки, то предлагались Грозный и Махачкала – аэропорты были готовы принять самолет, но окончательное решение всегда за капитаном».


Мнение специалиста, опытного пилота, является лишь частным мнением. Окончательные выводы о причине происшествия возможны только после проведения официального расследования.


14 января глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что расшифровка черных ящиков самолета AZAL, потерпевшего крушение, не подтверждает некоторые предварительные выводы, появившиеся в СМИ. Содержание «черных ящиков» уже предоставило много интересной информации, которая убеждает в необходимости дождаться полноценного расследования. Не нужно сейчас нагнетать атмосферу в медийном пространстве, используя сведения, которые по существу не подтверждаются полученными данными.