
Технология искусственного интеллекта всё активнее используется для продвижения товаров и услуг, туризм не исключение. Банк «Тинькофф» внедрил «тревел-консультанта с ИИ», который помогает путешественникам спланировать отдых.
Разработчики утверждают, что программа может обучаться, приспосабливаться к пользователю и адаптироваться под его запросы и предпочтения. Например, ищет билеты, туры согласно пожеланиям клиента, рассказывает о достопримечательностях. Это значит, что в некотором смысле она выполняет функции турагента.
В обсуждении о возможности замены специалистов туризма искусственным интеллектом среди представителей розничной торговли разногласия проявились. Многие участники обсуждения подчеркнули: живое общение и личный подход ни одна программа не заменит. В качестве примера названы чат-боты, которые далеко не всегда могут помочь в решении вопросов: «Попробуйте пообщаться с электронным помощником банка по любой проблеме, а потом расскажите, сколько времени потеряли». Для решения большинства спорных ситуаций чаще всего требуется реальный человек, а не программа.
Другие агенты по туризму заметили, что прогресс не стоит на месте и новые технологии активно применяются во многих сферах. Более того, в сочетании с современными инструментами продаж туристических услуг, такими как кешбэк и скидки прямым клиентам от туроператоров, «тревел-ассистент» уже через несколько лет может эволюционировать в консультирующего помощника с искусственным интеллектом. Через пятнадцать лет было смешно представить, что телефон фотографирует. Что оплачивать покупки можно просто улыбнувшись в камеру. Да, это будет конкурент, но лет через 10, когда окончательно «сменится поколение», – поделились агенты по туризму.
Возможно, в будущем подобные технологии применят и сами участники рынка: авиакомпании, турфирмы, железнодорожные перевозчики и так далее. Некоторые полагают, что защита интересов розницы необходима на законодательном уровне: «проблема не в ИИ, а в усилении крупного бизнеса. Малый и средний бизнес стали жертвовать ещё в начале двухтысячных, когда вместо маленьких магазинчиков появились “Ашаны” и Х5. Спасет турагентов только политика партии, направленная на сохранение малого бизнеса».