19 мая 2008 года совершил первый рейс абсолютно новый для территории бывшего СССР реактивный российский самолет Sukhoi Superjet. Будущему его прочили большое будущее и множество модернизаций.
В июне 2001 года компания «Гражданские самолеты Сухого» представила программу создания первого полностью нового российского самолета в странах бывшего СССР — регионального реактивного самолета RRJ.
Через месяц компания заключила соглашения с «Ильюшиным» и корпорацией Boeing. «Роскосмос» также вызвался помочь в разработке и получил согласие. Все участники начали работу.
Фото: uacrussia.ru
Компания «Сухой» определила потребность в региональном самолете с дальностью полета от трёх до четырёх тысяч пятисот километров. В 2003 году правительство России сообщило, что российским операторам понадобится двести подобных воздушных судов.
В итоге компания создаст самолет вместимостью от 87 до 108 пассажиров, предназначенный для коротких и среднемагистральных маршрутов. В 2007 году на Дальневосточном авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре был выпущен первый Sukhoi Superjet 100.
Фото: uacrussia.ru
Имея два турбовентиляторных двигателя SaM146, установленных под крыльями, и максимальный расход топлива 1820 килограммов в час, Sukhoi Superjet 100 мог достигать скорости 870 километров в час. Каждый двигатель SaM146 комплектовался цифровым электронным управлением Snecma full authority (FADEC).
Фото: uacrussia.ru
Большая часть комплекса авионики, включая дисплеи, а также системы связи, навигации и наблюдения, Thales изготовила по контракту с «Сухим». Компания занималась созданием кабины пилота, спроектированной аналогично кабине Airbus. CMC Electronics поставила систему управления полетом CMA-9000 (FMS), а Liebherr-Aerospace и конструкторский центр «Восход» создали систему управления полетом Superjet. Самолет оснащен шасси Messier-Dowty и колесами Goodrich, тормозную систему сконструировали российские специалисты.
Фото: uacrussia.ru
Первый готовый экземпляр SSJ взлетел 19 мая 2008 года. В рамках программы были созданы ещё два образца, совершивших полеты в декабре 2008 года и в июле 2009 года. После завершения предварительных испытаний и первоначальной сертификации в России в сентябре 2009 года небольшой флот из трёх машин провёл серию высотных испытаний. Официальную местную сертификацию этот тип получит позднее ― в 2011 году, а ещё через год ― в Европе от EASA.
Фото: uacrussia.ru
С момента начала выпуска в 2007 году было произведено примерно 230 экземпляров «Суперджетов», которые преимущественно эксплуатировали российские компании: «Аэрофлот», «Россия», «Азимут», Red Wings и другие.
Кроме стандартной модели на сто пассажиров, вначале проектировались также 60-местная и 75-местная версии. В итоге решили отказаться от варианта с наименьшим числом мест и сосредоточиться на двух оставшихся.
Фото: uacrussia.ru
Компания «Sukhoi» создала дальнемагистральный вариант RRJ-95LR100 и более мощный RRJ-95B100, основанные на оригинальном проекте Superjet. Рассматривались также две удлиненные модели: 130-местный «Суперджет 130NG» с новыми материалами для снижения веса и двигателями Pratt & Whitney. «Сухой» упоминал и о расширенном варианте на 120 мест, однако дальнейшие действия по его реализации не были предприняты.
Фото: uacrussia.ru
Ранее самолет выпускала российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Вследствие санкций и замораживания активов из-за ситуации на Украине привлечение клиентов стало сложным, хотя самолет оставался дешевле иностранных аналогов.
Компания ОАК передала свою долю в инвестиционной фирме Markab Capital, которая расположена в ОАЭ. Новое руководство фирмы намерена продолжить реализацию программы Superjet 100 на рынках ОАЭ и Индии.