19 мая 2008 года в небо поднялся совершенно новый для стран бывшего СССР российский реактивный самолет Sukhoi Superjet, совершив первый рейс. Будущее его выглядело многообещающим с множеством возможных модификаций.

В июне 2001 года предприятие «Гражданские самолеты Сухого» анонсировало проект создания первенца – регионального реактивного самолета RRJ, первого чисто нового российского авиалайнера после распада СССР.

Через месяц авиакомпания заключила договоры с «Ильюшиным» и компанией Boeing. «Роскосмос» также изъявил желание помочь в разработке, что было одобрено. Все начали работу.

Фото: uacrussia.ru

Компания «Сухой» определила потребность в региональном самолете с дальностью полета от 3 до 4,5 тысяч километров. В 2003 году российское правительство заявило о том, что отечественным перевозчикам понадобятся 200 таких самолетов.

В итоге компания создаст самолет, вмещающий от 87 до 108 пассажиров и предназначенный для коротких и среднемагистральных маршрутов. В 2007 году на Дальневосточном авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре построили первый Sukhoi Superjet 100.

Фото: uacrussia.ru

Самолет Сухой Суперджет 100, оборудованный двумя турбовентиляторными двигателями СаМ146, расположенными под крыльями, с максимальным расходом топлива 1820 кг в час, мог развивать скорость 870 км в час. Каждый двигатель СаМ146 был оснащен цифровым электронным управлением Snecma full authority (FADEC).

Фото: uacrussia.ru

Компания Thales по контракту с «Сухим» изготовила большую часть комплекса авионики, включая дисплеи, системы связи, навигации и наблюдения. Её также занимались созданием кабины пилота, спроектированной аналогично кабине Airbus. Систему управления полетом CMA-9000 (FMS) поставила компания CMC Electronics. Liebherr-Aerospace из Тулузы и российский конструкторский центр «Восход» создали систему управления полетом Superjet. Самолет оснащен шасси Messier-Dowty и колесами Goodrich, а тормозную систему сконструировали российские специалисты самостоятельно.

Фото: uacrussia.ru

Первый готовый экземпляр SSJ взлетел 19 мая 2008 года. В рамках программы было создано ещё два образца, совершившие полёты в декабре 2008 года и в июле 2009 года. После завершения предварительных испытаний и первоначальной сертификации в России в сентябре 2009 года флот из трёх машин провёл серию высотных испытаний. Официальная местная сертификация была получена позже – в 2011 году, а ещё через год – в Европе от EASA.

Фото: uacrussia.ru

С момента начала производства в 2007 году было выпущено около 230 экземпляров «Суперджетов», которые в основном эксплуатировали российские операторы, такие как «Аэрофлот», «Россия», «Азимут», Red Wings и другие.

На первом этапе проекта помимо базовой модели на 100 пассажиров рассматривались варианты на 60 и 75 мест. В итоге решили оставить две модификации, отказавшись от самой компактной.

Фото: uacrussia.ru

Sukhoi создал дальнемагистральный RRJ-95LR100 и более мощный вариант Superjet RRJ-95B100 на базе оригинала. Рассматривались две удлиненные модели: 130-местный «Суперджет 130NG» с современными материалами для снижения веса и двигателями Pratt & Whitney. Также упоминался расширенный вариант на 120 мест, но по различным причинам проект не реализован.

Фото: uacrussia.ru

Ранее самолет выпускала российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Из-за санкций и заморозки активов из-за событий на Украине трудно было привлечь покупателей, хотя его цена была ниже, чем у зарубежных аналогов.

Объединённая Авиастроительная Корпорация продала свою долю в компании Markab Capital. Новый владелец собирается продолжать программу Суперджет 100 на рынках ОАЭ и Индии.