Федеральная антимонопольная служба одобрила договоренности авиакомпаний «Аэрофлот» и S7. появился На сайте Федеральной антимонопольной службы и в СМИ появилась информация о том, что оба перевозчика внесли в свои документы принципы ценообразования. В ведомстве сообщают, что авиакомпании учли при этом рекомендации ФАС и Минтранса. Авиаперевозчики установили подходы к определению стартовой цены на билеты и правила отклонения от нее. Также они задекларировали, что доля продаж авиабилетов ниже экономически обоснованного тарифа составит не менее 60%, а доля авиабилетов, продаваемых по максимальному тарифу, — менее 2,5%.


Максим Шаскольский, руководитель ведомства, в комментарии указал, что прозрачное ценообразование сделает перелеты в экономклассе доступнее как по стоимости, так и по наличию билетов. В пресс-релизе сказано, что ФАС «согласовала представленные редакции коммерческих политик», и призван остальных авиаперевозчиков последовать примеру «Аэрофлота» и S7.


Есть большие сомнения, что пассажиры заметят результат этих консультаций. В пресс-релизе видно рекомендательный характер действий ФАС. Там не утверждается, что перевозчики пообещали или обязались следовать приведенной формуле, а лишь задекларировали ее. Ответственность за неисполнение не определена.


Член Общественного совета ФАС Алексей Кожевников выделяет сложность перед авиакомпаниями: «Если кто-нибудь объяснит, как продавать 60% билетов дешевле себестоимости, компенсируя это реализацией лишь 2,5% по максимальной цене, я сниму шляпу. Это математическая задача, достойная Перельмана». По его словам, «экономически обоснованный тариф» предполагает учет всех издержек перевозчиков, делая его высоким изначально.


Руководитель одной из билетных компаний полагает, что в работе «Аэрофлота» и S7 ничего не изменится. По его словам, записанные принципы ценообразования – это хорошо, но при расчете тарифов перевозчики вынуждены учитывать факторы, влияющие на себестоимость. В условиях роста цен на авиатопливо, инфляции, стоимости комплектующих, издержек на оплату труда авиакомпании не станут летать в минус. Поэтому доступнее билеты не станут. Анализ показывает, что рост цен продолжится.


Общепризнано, что консультации с главными авиаперевозчиками — это форма ответа антимонопольного органа на жалобы депутатов и служащих, просящих повлиять на действия авиакомпаний.
зафиксировать цены Один из собеседников заявил: «Шесть раз перечитал пресс-релиз ФАС и пришёл к выводу, что это просто отчет о проделанной работе».