Фото: Unsplash@Victor Malyushev
Российский союз туриндустрии обратился в Минэкономразвития с просьбой освободить туроператоров внутреннего и въездного туризма от ответственности за нарушения при работе с информационной системой «Электронная путевка».

В апреле изменились требования к защите информации автоматизированных рабочих мест и информационных систем туроператоров, подключаемых к ЭП. Изменения разработаны по поручению Минэкономразвития России от 04.04.2024. Однако объединение и подключение к ЭП для многих туроператоров могут оказаться недоступными из-за высокой стоимости и существенных технических сложностей.

Согласно расчётам РСТ, оценка соответствия требованиям о защите персональных данных при ручном вводе информации в электронные подписи и оценка безопасности рабочих мест обойдутся в 150–200 тысяч рублей. При использовании автоматической выгрузки цена увеличится минимум до 1,5 млн рублей. Туроператор также обязан разработать 47 документов, регулирующих порядок обработки персональных данных, и довести их содержание до всех сотрудников, контролировать исполнение этих регламентов. Для небольших региональных компаний, составляющих основу реестра туроператоров, это значительная нагрузка.

В Российском союзе туроператоров (РСТ) указывают на редкое встречание турпакетов, включающих как перевозку, так и размещение, в сфере внутреннего туризма. Такой тип турпакетов занимает не более 5% всего турпотока. Это обусловлено тем, что большинство туристов сами добираются к месту отдыха и пользуются программами туроператоров уже после прибытия в определенный регион.

С въездными турами ситуация ещё более сложная. Российские поставщики услуг выполняют роль принимающей стороны для иностранных туристов. Договор заключено не с юридическим лицом в России, а с туроператором в стране пребывания туриста. В результате у российского инкамингового туроператора нет доступа ко всей информации о туристах, необходимой для заполнения полей «Электронной путевки».

Введение ЕИС ЭП для туроператоров, занимающихся реализацией туристических продуктов в сфере внутреннего и въездного туризма, по мнению авторов письма, нецелесообразно, затратно, технически сложно выполнимо и не даст качественных результатов. Вместо этого такой процесс негативно скажется на развитии отрасли в долгосрочной перспективе.

Руководители двух туроператоров, с которыми общалась редакция, поддерживают данную точку зрения. По их словам, «Электронная путевка» изначально имела две задачи. Ростуризм хотел знать количество туристов за границей для оценки масштабов вывозных рейсов в случае форс-мажора. Второй аргумент был связан с проверкой соответствия количества отправленных туристов страховому покрытию туроператоров. Оба довода были актуальны после того, как в 2014 году обанкротилась группа компаний, занимавшихся выездными турами.

В сфере внутреннего и въездного туризма таких изменений не наблюдалось. Путешественников по России вывозить не требуется, а гарантийные суммы всех внутренних туроператоров равны – 500 тыс. руб. Что касается сбора статистики о продажах, то это бессмысленно, так как в «Электронную путевку» попадут данные лишь о небольшой части туристов, путешествующих по России. Большинство не покупает туры, а бронирует услуги на агрегаторах, которые не являются туроператорами и не передают информацию в систему.

Туроператоры считают «Электронную путевку» нецелесообразной. По их словам, к системе подключились в основном крупные компании, способные себе позволить автоматизацию. Малые фирмы только начинают осваивать ручной перевод данных.

Задерживающиеся или игнорирующие требования рискуют осенью покинуть реестр. Многие же ожидают отмены «Электронной путевки» в связи с перечисленными аргументами, по крайней мере, для внутреннего и въездного туризма.

Вероятно, ведомство не согласится с таким предложением. Система… внедренаДля туристических поездок полная информация о проданных путёвых программах необходима для поддержания единого информационного потока. Кроме того, государство инвестировало в разработку ЭП не менее 550 миллионов рублей и дальнейшее развитие системы неизбежно.

Георгий Мохов, вице-президент РСТ и руководитель юридической компании «Персона Грата», считает, что в сложившейся ситуации бизнесу необходимо предоставить больше возможностей для адаптации. «Необходимо обеспечить возможность передачи сведений по туристическим группам, сократить количество полей, выделить субсидии на возмещение затрат по подключению и так далее», – пояснил Мохов.

РСТ направило письмо в министерство 2 мая, однако ответ до сих пор не поступил. Редакция обратилась за комментарием к пресс-службе Минэкономразвития.