40 лет назад авиакомпания Pan Am начала выполнять беспосадочный рейс протяженностью 11 979 километров. В настоящее время самый протяженный авиаперелет охватывает расстояние в 15 332 километра.

Сверхдальнемагистральными называют беспосадочные авиаперелеты, продолжительность которых превышает 16 часов. Время отсчитывается от момента вылета до посадки в пункте назначения. Такие рейсы обычно соединяют Азиатско-Тихоокеанский регион с крупными аэропортами Северной и Южной Америки.

4 ноября 1982 года авиакомпания Pan American World Airways выполнила свой первый перелет длиной 11 979 км, соединив Лос-Анджелес и Сидней, Австралия. Два года спустя Qantas начала летать по этому маршруту, а также открыла полеты между Мельбурном и Лос-Анджелесом.

Раньше эти рейсы осуществлялись на самолетах Boeing 747, продолжительность которых составляла около 16 часов. В настоящее время Boeing 787 Dreamliner позволяет сократить время перелета по этому направлению до 13 часов.

Сверхдальние авиаперелеты уже не являются чем-то новым, однако их экономическая целесообразность стала очевидной лишь в последнее время. Это стало возможным благодаря появлению современных широкофюзеляжных самолетов, таких как Boeing 787 и Airbus A350.

Современные авиалайнеры отличаются не только улучшенными характеристиками, позволяющими совершать полеты на значительные расстояния, но и меньшим весом по сравнению с более старыми моделями, что приводит к снижению расхода топлива. К примеру, авиалайнер A350 потребляет около 5 800 кг топлива в час полета, в то время как Boeing 747, ранее широко использовавшийся для дальнемагистральных перевозок, – 12 000 кг.

В 2003 году авиакомпания Singapore Airlines начала выполнять рейсы на Airbus A340-500 из сингапурского Чанги (SIN) в международный аэропорт Ньюарк Либерти в Нью-Джерси (EWR). В то время это был самый длинный перелет в мире. В 2018 году авиакомпания перешла на A350-900ULR.

В 2018 году Qantas начала эксплуатировать маршрут Перт – Лондон на самолетах Boeing 787. Этот рейс стал первым в истории, соединившим Европу и Океанию прямым рейсом, что ознаменовало значительное событие в авиационной отрасли. В настоящее время прямые маршруты существуют между всеми континентами, за исключением Антарктиды.

Перелет из Перта в Лондон, занимающий 17 часов 15 минут и охватывающий расстояние в 14 500 км, является третьим по протяженности в мире.

В 2020 году был осуществлен сверхдальнемагистральный перелет между аэропортом Чанги в Сингапуре и аэропортом имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке. На борту самолета A350-900ULR Singapore Airlines пассажиры провели 18 часов 50 минут. Расстояние между пунктами назначения 15 332 км — это самый длинный авиаперелет в мире.

Несмотря на всю привлекательность и удобство прямых рейсов, существуют альтернативные взгляды на будущее авиации. Сторонники этих взглядов отдают предпочтение более коротким перелетам с минимальным воздействием на экологию: «Всё больше путешественников руководствуются принципами устойчивого развития и обращают внимание на выбросы углекислого газа и другие экологические показатели при покупке авиабилетов. Внедрение новых технологий для сокращения выбросов углекислого газа особенно затруднено на дальних дистанциях».

Тем не менее, дальнемагистральные рейсы не исчезнут, по крайней мере, в обозримом будущем. Авиаперевозчики продолжают осваивать новые, более протяженные маршруты, например, недавно запущенный 17-часовой авиакомпанией Air New Zealand сообщение между Оклендом в Новой Зеландии и Нью-Йорком в США. Это четвертая по протяженности трасса в мире — 14 207 км.

Turkish Airlines и Qantas также разрабатывают несколько сверхмарафонских проектов, в том числе один из самых длинных маршрутов в истории: 21-часовой перелет между Сиднеем и Лондоном.