В кабине самолёта, как и в жизни, стюардессы часто используют жесты при разговоре. Общение на борту не всегда простое, поэтому бортпроводникам приходится иногда использовать визуальные сигналы или жесты для общения с экипажем и пассажирами.
Перед полетом
Все начинается с посадки пассажиров в самолет. Бортпроводник укажет правильное направление к вашему месту, будь то налево, направо или через камбуз – кухню. Никогда не указывают пальцами, поскольку в некоторых культурах это считается грубым и неуважительным. Указывают рукой, большим пальцем внутрь и незаметно, не выше уровня груди. Во время обхода салона для проверки безопасности перед вылетом, если экипаж не видит, что ремень пассажира пристегнут, может жестом потребовать застегнуть его.
Во время движения, когда горит знак «Пристегните ремни», некоторые пассажиры могут внезапно встать и искать вещи в верхней полке или идти в туалет. Экипаж попытается привлечь внимание такого пассажира или вежливым «извините» напомнит ему о необходимости сесть.
Демонстрация безопасности
Демонстрация аварийно-спасательного оборудования — самое явное применение жестов: бортпроводники руками показывают, как пользоваться ремнями безопасности, кислородной маской и спасательным жилетом.
В случае плохого освещения путь к аварийному выходу они укажут рукой по полотну пола. Наиболее важное — указание ближайших аварийных выходов.
Стюардессы действуют одинаково, независимо от того, как проводится демонстрация безопасности: с помощью видео, анимации или традиционного показа.
Команды и жесты
В рамках обучения с помощью визуальных сигналов предусматриваются и команды эвакуации. Бортпроводники должны действовать решительно и руководить пассажирами в потенциально тревожной и неорганизованной ситуации. Визуальные сигналы могут включать команду «подождать», например, пока надувается горка для эвакуации, и команду «прыгать», когда пора покинуть самолет. Существуют также сигналы для обозначения заблокированного выхода. У бортпроводников есть специальные жесты руками, которые используют для общения с летным экипажем в кабине пилотов.
Обслуживание в полете
Иногда во время обслуживания у бортпроводников могут закончиться напитки или конкретное блюдо в салоне. Возвращаться на камбуз за нужной бутылкой воды или свежим чайником с чаем неудобно и непрактично из-за затраты времени. Поэтому, если это необходимо, бортпроводники либо используют кнопку вызова пассажира, чтобы привлечь внимание другого члена экипажа, либо подают ему сигнал, если окажутся в поле его зрения. Второй член экипажа принесет запрошенное. Это самый быстрый и эффективный способ.
Иногда можно визуально поднять предмет, чтобы сказать о его отсутствии, например, томатный сок или бутылку красного вина. Но самый популярный знак — это изобразить руками букву «Т», чтобы сигнализировать о необходимости дополнительного чайника чая. Нужен ещё кофе? Покажите букву «С». Бортпроводники также часто используют сигнал «большой палец вверх» во время полетов, а иногда и «ОК». Чтобы сверить часы или обратить внимание на нехватку времени на борту, необходимо указать на свои наручные часы.
На разных языках
С пассажирами, возможно, не говорящими на понятном языке, общение бывает сложным. В таком случае во время подачи пищи бортпроводник может изобразить курицу кудахтаньем и жестами или мычать, как корова. Такой способ общения кажется смешным и странным, но большинство пассажиров понимают, что могут выбрать курицу или говядину из меню.