commons.wikimedia.org

В этом году две авиакомпании получили штрафы за овербукинг. В середине января S7 дважды в неделю нарушила правила, а сегодня суд присудил аналогичное наказание «Победе». Штрафы составили 30 тысяч рублей каждый, что вызвало бурные обсуждения.

В среднем за каждый рейс не появляется 2–3 человека, поэтому компаниям выгодно продать эти места и посадить туда других пассажиров. Если пассажир всё-таки прибывает, его садят на другой рейс или проводят полную компенсацию. Поскольку множество людей опаздывают, такая процедура очень выгодна и незначительно снижает цену билетов.

Читатель выразил недоумение по поводу практики овербукинга при продаже билетов без возможности возврата: «В данном случае авиакомпания получила деньги независимо от заполнения кресел. Почему же в других сферах продажа одного товара двум покупателям считается мошенничеством, и один из них должен получить возврат?»

Некоторые подписчики рассчитали влияние отмены перебронирования на цены.

Если в самолете 150 мест и три билета с овербукингом, то эти билеты не продают, а стоимость распределяют по остальным пассажирам. Стоимость одного билета — 15 тысяч рублей, на три овербукинга это 45 тысяч рублей. Разделив эту сумму на 150 пассажиров, получаем 300 рублей. К цене билета добавляют 300 рублей, но овербукингов уже не будет.

На высшем уровне рассматривается идея легализации овербукинга. В Комитете Государственной думы по транспорту и строительству обсуждалась возможность узаконить овербукинг.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин, говоря о ситуации с авиакомпанией S7, отметил, что авиаперевозчики обязаны предусматривать компенсацию пассажирам, если было продано больше билетов, чем мест в самолете.

Авиакомпании заинтересованы в легализации овербукинга. В «Аэрофлоте» считают, что это актуально для лоукостеров, а в «Победе» полагают, что законность повысила бы эффективность бизнеса из-за того, что до 4% клиентов регулярно не прилетают на рейсы. Руководитель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов утверждает, что за последние два года российские авиакомпании чаще используют овербукинг, так как им важна высокая загрузка.

Предпринимались попытки легализовать овербукинг, однако успеха пока нет. В 2015 году Минтранс разрабатывал проект соответствующего закона, но потом отказался от его продвижения.