Полеты из Сиднея или Мельбурна в Лондон или Нью-Йорк будут занимать свыше 20 часов, что делает их самыми длительными в мире. Еще в 2017 году Qantas представила новаторский проект полетов Sunrise, предусматривающий перелеты с восточного побережья Австралии в Европу и Нью-Йорк.
Перелет из Австралии в Нью-Йорк займет более 20 часов, и после начала полетов эти маршруты станут самыми протяженными в мире.
Ключевым вызовом, возникающим при реализации полетов, является организация времени работы пилотов, поскольку текущие нормы ограничивают продолжительность их смены за штурвалом до 18 часов при выполнении рейсов большой протяженности. Внедрение проекта sunrise повлечет за собой необходимость корректировки существующих правил.
Проблема усталости пилотов существует в авиации уже давно. Крушение рейса 808 авиакомпании American International Airways в 1993 году при подлете к аэродрому Гуантанамо на Кубе продемонстрировало серьезные последствия этой проблемы. Позднейшие расследования авиакатастрофы выявили, что причиной крушения стала чрезмерная усталость пилотов, которая привела к ошибочной оценке ими ситуации. Этот случай стал первым в истории авиации, когда причиной катастрофы напрямую назвали «усталость пилота». В результате произошедшего авиационные власти были вынуждены пересмотреть регламенты, определяющие продолжительность полетов.
За прошедшее время стандарты претерпели изменения и стали более жёсткими по сравнению с 1990-ми годами. Текущие требования к служебному полётному времени пилота — FDP — опираются на современные научные исследования и регулярно обновляются.
Летный дежурство – это период, начинающийся с момента, когда член экипажа должен приступить к своим обязанностям, и заканчивающийся, когда самолет полностью останавливается и двигатели заглушены после завершения последнего этапа полета.
Несмотря на распространенное убеждение, время работы FDP (Flight Duty Period) начинается не с момента запуска двигателей пилотами и начала полета. Оно отсчитывается с момента прибытия экипажа на рейс и заканчивается после выключения двигателей самолета. Как правило, пилоты авиакомпаний должны прибыть на рейс за 70–90 минут до запланированного времени вылета.
С увеличением количества сегментов за рассматриваемый период наблюдается снижение FDP. Это обусловлено тем, что увеличение числа взлетов и посадок приводит к повышению уровня усталости пилотов. Еще одна характерная черта – в течение дня отмечается устойчивое снижение FDP, не зависящее от пролетаемых сегментов, и оно достигает минимального значения в периоды дежурства пилотов с 17:00 до 04:59. Это объясняется тем, что данный промежуток времени совпадает с периодом наибольшей сонливости у большинства людей, а именно с интервалом с 02:00 до 05:59.
После выполнения FDP летный экипаж имеет право на непрерывный отдых продолжительностью 12 часов. В случае продления FDP по любой причине, продолжительность последующего отдыха должна быть не менее продолжительности этого FDP. К примеру, если фактическое время полета увеличилось до 13,5 часов вследствие непредвиденных обстоятельств или запланированного изменения, послеполетный отдых необходимо увеличить до 13 часов 30 минут.
Авиакомпания имеет право увеличить продолжительность FDP на час, но не чаще чем дважды за семь последовательных дней. При этом, перед началом следующего FDP летному экипажу необходимо обеспечить дополнительный отдых.
Для обеспечения полетов на большие расстояния можно также использовать привлечение дополнительных пилотов. Многие авиакомпании, осуществляющие дальнемагистральные рейсы, имеют расширенный штат летного состава. Sunrise и Qantas используют именно такой подход для обслуживания своих рейсов.
Для эксплуатации большинства коммерческих авиалайнеров требуется сертификация для полетов с экипажем из двух пилотов. Во время полета с двумя пилотами стандартные процедуры управления полетом применяются к обоим членам экипажа.
В случае, если в полете задействованы более двух пилотов, продление FDP возможно при условии обеспечения каждого из них достаточным отдыхом во время полета. Для отдыха в полете необходимо соблюдение установленных минимальных требований. Выделяют три класса удобств:
Помещение отдыха класса 1 предусматривает наличие двухъярусной кровати или иной поверхности, предназначенной для сна в горизонтальном положении. Оно располагается отдельно от кабины пилотов и пассажирского салона и должно обеспечивать возможность управления освещением членом экипажа, а также гарантировать звукоизоляцию и защиту от помех.
Кресло класса 2, предназначенное для отдыха, характеризуется возможностью откидывания спинки под углом не менее 45°, наличием сиденья шириной от 50 см и поддержкой для ног. Оно должно быть изолировано от других пассажиров, как минимум, шторкой, обеспечивающей затемнение и уменьшение шума, а также обеспечивать достаточную свободу от помех, создаваемых другими пассажирами и членами экипажа.
Кресло класса 3 – это кресло в салоне самолета или кабине экипажа, которое может отклоняться минимум на 40°, предоставляет поддержку для ног, отделено от других пассажиров шторкой для обеспечения темноты и уменьшения шума, и не расположено рядом с креслами пассажиров.
Если на рейсе присутствует дополнительный пилот, которому предоставляются удобства для отдыха первого класса, максимальное время дежурства может быть увеличено до 16 часов, что на четыре часа превышает обычные 12. Использование двух дополнительных пилотов с аналогичными условиями для отдыха позволяет увеличить продолжительность полета до 18 часов.
В соответствии с новыми правилами, продолжительность дежурства за штурвалом не может превышать 18 часов, даже при наличии отдыха во время полета и увеличенном составе экипажа. Возникает вопрос: как Qantas планирует осуществлять рейсы, длящиеся более 20 часов?
В конце 2019 года Qantas осуществила три экспериментальных полета на Boeing 787. Полученные в ходе них данные были переданы в регулирующие органы. В настоящее время у Qantas не возникло разногласий с властями, так как система управления рисками усталости авиакомпании уже получила одобрение.
Авиакомпания имеет разрешение на регулярные рейсы из Перта в Лондон, которые занимают 19 часов 50 минут.
Определение количества пилотов, которые будут выполнять полеты по новому маршруту, является одним из ключевых вопросов, связанных с проектом. В ходе тестовых полетов Qantas задействовала четырех пилотов: капитана, первого помощника и двух вторых пилотов. Однако возможно, что одного из вторых пилотов заменят более опытным специалистом. Рассматривается также вариант использования пяти пилотов на рейсе. Учитывая, что до начала коммерческих рейсов, известных как sunrise flight, еще остается время, ситуация может претерпеть изменения.