В сообществе турбизнеса обсуждают необходимость получения согласия на обработку персональных данных от туристов при подписании договора. Пришли к выводу, что закон такой обязанности не устанавливает.
Устоявшаяся практика получения согласия на обработку персональных данных от заказчика, а тем более от каждого участника тура для исполнения договора реализации турпродукта – результат неправильного понимания закона.
В ведомстве указывают на положения Федерального закона «О персональных данных» (152-ФЗ), устанавливающие случаи обработки персональных данных без согласия субъекта (пункты 2–11 ч. 1 ст. 6 152-ФЗ). Договор о реализации турпродукта относится к таким случаям. «Поскольку согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным, то оно должно указывать на всех участников, оказывающих услуги (туроператоры, поставщики, DMC, отели, авиакомпании, страховые и т. д.) с их адресами, юридическими названиями и прочими необходимыми реквизитами – тогда согласие было бы составлено верно. Поэтому публикуемые образцы согласий для нас не только излишни, но и составлены неверно», – отмечает Оксана Антохина.
Юристы разделяют такую точку зрения. «Вся информация, необходимая для заключения и исполнения договора, а также выполнения требований законодательства, может быть получена без согласия. Например, турагент берет значительный объем сведений для передачи туроператору в ГИС “Электронная путевка”, на это согласие не требуется. Для подтверждения турпродукта обычно необходимо примерно такое же количество данных. Если же туроператор требует что-то еще, то нужно анализировать предметно, что именно и какие основания для этого существуют», – прокомментировала юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская. Вместе с тем на все дополнительные сведения и действия требуется согласие со стороны туриста, например на хранение данных в системе турагента, на рассылки и так далее: «Это согласие не может быть частью договора, оно должно быть отдельным, и в нем должны содержаться все необходимые элементы».
Юрисконсульт, магистр гражданского права Сергей Сергиенко, указывает: получение согласия на обработку персональных данных «просто так», для самозащиты — порочная практика. Если такое согласие не будет законным, но привязанным к договору о реализации турпродукта, действия могут привлечь внимание Роспотребнадзора как условия, ограничивающие права потребителя. По мнению юриста, при принятии турагентом решения о получении согласия на обработку персональных данных и его форме, нужно учитывать не только позицию Роскомнадзора, но и требования Роспотребнадзора.
писалВ ходе дискуссий на II Международном конгрессе туроператоров в Минске представители рынка раскритиковали изменения понятия турпродукта – ключевого в отраслевом законе. Предложение президента РСТ и руководителя туроператора «Алеан» Ильи Уманского не поддержали ни туроператоры, ни турагенты, ни страховщики.