
В сообществе турпрофи возник вопрос о необходимости получения согласия на обработку персональных данных при заключении договоров с туристами. Пришли к заключению, что таковой необходимости в законе нет.
Устоявшаяся практика получения согласия на обработку персональных данных от заказчика (и тем более от каждого участника тура) для исполнения договора реализации турпродукта – следствие неправильного понимания закона. Об этом свидетельствуют недавнее апелляционное определение Верховного суда Башкортостана и официальный ответ Роскомнадзора, направленный турагентам.
В ведомстве ссылаются на положения Федерального закона «О персональных данных» (152-ФЗ), которые устанавливают случаи обработки персональных данных без согласия субъекта (пункты 2–11 ч. 1 ст. 6 152-ФЗ). Договор о реализации турпродукта относится к таким случаям. «Поскольку согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным, то должно указывать на всех участников, оказывающих услуги (туроператоры, поставщики, DMC, отели, авиакомпании, страховые и т. д.) с их адресами, юридическими названиями и прочими необходимыми реквизитами – тогда согласие было бы составлено верно. Поэтому публикуемые образцы согласий для нас не только излишни, но и составлены неверно», – отмечает Оксана Антохина.
Юристы согласны с такой позицией. Для заключения и исполнения договоров, а также соблюдения законодательства вся необходимая информация может быть получена без согласия. Например, турагент для передачи данных туроператору в ГИС “Электронная путевка” собирает большой объем информации, на что согласие не требуется. Аналогично обстоит дело с подтверждением турпродукта. Если же туроператор требует дополнительные сведения, нужно разбираться, какие именно данные нужны и есть ли основания для их предоставления. Юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская дала такое разъяснение. В то же время на все дополнительную информацию и действия требуется согласие со стороны туриста, например на хранение данных в системе турагента или рассылки: это согласие должно быть отдельным документом, содержащим все необходимые элементы.
Юрисконсульт, магистр гражданского права Сергей Сергиенко, считает получение согласия на обработку персональных данных «на всякий случай» ошибочной практикой: некорректное получение такого согласия, связанное с договором о реализации турпродукта, может привлечь внимание Роспотребнадзора как ущемляющее права потребителя. При принятии решения о получении согласия на обработку персональных данных и его форме турагенту следует учитывать не только позицию Роскомнадзора, но и требования Роспотребнадзора.
писалВ ходе дискуссий на II Международном конгрессе туроператоров в Минске участники рынка раскритиковали изменения понятия турпродукта – ключевого в отраслевом законе. Предложение президента РСТ и руководителя туроператора «Алеан» Ильи Уманского не поддержали ни туроператоры, ни турагенты, ни страховщики.