В настоящее время широкофюзеляжные самолеты используют несколько стандартных вариантов компоновки салона эконом-класса: 2-3-2, 2-4-2, 3-3-3 и 3-4-3. Недавно некоторые модели с двумя проходами имели конфигурацию 2-5-2. Почему эта компоновка была популярна и почему исчезла?

В конфигурации 2-5-2 была своя логика.
Два сиденья слева и два справа обеспечивают возможность для путешественников, едущих вместе, сесть рядом. Сегодня кресла в паре пользуются наибольшим спросом у пассажиров эконом-класса.

Средние пять мест подходят семьям, которые хотят сидеть вместе, без разделения проходом.
Эта конфигурация имеет существенный недостаток: пассажиру на среднем кресле из пяти для выхода из ряда нужно попросить подняться двух соседей. В случае семьи проблем не возникнет, но одинокому путешественнику неудобно будет просить половину своего ряда встать, чтобы выйти, например, в туалет. Точно такая же ситуация у сиденья около окна в конфигурации 3-3-3, но без преимущества окна.
Компоновка 2-5-2 тоже обладает своей логикой. В ней по сравнению с вариантом 3-3-3, где два пассажира сидят у окон, только один находится в двух местах от прохода.
Какие модели самолетов были спроектированы с такой компоновкой?
Такая конфигурация салона встречалась на некоторых старых широкофюзеляжных самолетах, например McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed TriStar. Была она и у некоторых авиакомпаний на Boeing 777. Места для стандартной компоновки 3-4-3, как у Boeing 747, недостаточно, но остается «лишнее» при варианте 2-3-2, как у 767. Поэтому авиакомпании могли использовать схему 2-5-2 на своих 777–200.
В их число входили American Airlines, Malaysia Airlines, Thai Airways и United. Впрочем, большая часть этих самолетов к настоящему времени уже снята с эксплуатации.
Вероятность того, что среднее сиденье останется свободным при такой конфигурации салона, довольно высока. При свободной средней кресел коэффициент загрузки составляет 89 процентов. Это значит, что на большинство рейсов можно не продавать эти места, разве что семьям, желающим сидеть вместе. В итоге получается чаще компоновка 2-2-2-2, а не привычная 2-5-2. Многие часто летающие пассажиры очень ценили пустое кресло рядом.
При наличии свободных мест в среднем ряду заполнить самолёт полностью получится только частично — на 67%.
После выхода модели Boeing 777 нового поколения появилась компоновка салона 3-4-3 повышенной вместимости, а также сохранилась стандартная компоновка 3-3-3.
Ну и последний важный моментДва недостатка 2-5-2 по сравнению с 3-3-3: для каждого дисплея нужен дополнительный блок управления — контроллер, так как к каждому можно подключить только три экрана. Любые дополнительные устройства ведут к увеличению массы и расхода топлива.
Если все крупные самолеты оснастят бесплатным Wi-Fi, а пассажиры возьмут с собой свои гаджеты, конфигурация кресел 2-5-2 вновь обретет популярность.