Почтительно остановить пандемию COVID-19 мировой индустрии круизов подтолкнуло владельцев флота к продаже оборудования, преимущественно устаревшего. Принудительный простой потребовал минимизировать расходы, отказавшись от обслуживания судов, эксплуатировавшихся десятилетиями.

Часть достойных кораблей досталась другим перевозчикам, остальные разошлись по металлургическим заводам и навсегда ушли на морские стоянки.

В мире существуют две специализированные свалки для списанных круизных судов. Самой большой является Аланг, размещенная в индийском заливе Хамбхат, где перерабатывается более половины отправленных на пенсию круизных лайнеров во всем мире. Второе по величине кладбище кораблей — Алиага в Турции.

Суда чаще всего сами прибывают на кладбище, но иногда их тащат буксиром: например, если двигатели откажут или не смогут работать. Перед берегом суда искусственно разгоняют и таким образом засаживают на мель, как можно глубже в песок.

Судоремонтники с помощью техники перемещают детали далее на песчаную поверхность, затем приступают к разборке.

В обоих пунктах демонтаж происходит по одному сценарию: суда вывозят на сушу и разбирают на части.

В Аланге для этого вырезают огромные куски конструкции и сбрасывают вниз на пляж. Затем эти фрагменты разделяют на более мелкие, размером с тарелку, и уже их доставляют на грузовиках на сталелитейные заводы.

В Алиаге отрезанные части метадла поднимают крупными кранами с борта и измельчают на берегу.

Приливы оказывают существенное влияние на этот простой процесс.

В Аланге новичков обычно приводят на борт во время прилива для подъёма судна до максимально высокой точки. При отливе рабочие выходят на корабль и начинают трудиться.

В Алиаге рабочих поднимают на судно с помощью кранов и корзин-гондол, напоминающих клетки, а в Аланге — по приставной лестнице.

Сначала демонтаж протекает медленно из-за необходимости удалить остатки топлива и разобрать все: мебель, фурнитуру, приспособления, даже туалеты, которые можно спасти и продать. Как только этот этап завершен, рабочие с большой скоростью разрезают корпус до остова. Металлолом продают или отправляют на переработку.

В природоохранной сфере действуют строгие меры предосторожности. Соблюдение этих мер предотвращает утечки топлива и токсичных химических веществ, которые могут загрязняться водой и нанести вред морской жизни. Несмотря на работу профессиональных утилизаторов на свалках, загрязнения случаются периодически.

Ранее асбест представлял собой проблему, но его использование запретили в 80-е годы, и большинство судов, сдающихся на слом, прошли период использования этого материала. Но другие канцерогенные соединения, масло, остатки топлива, краска и другие загрязнители все еще находятся на борту большинства судов, и могут причинить вред при ненадлежащей утилизации. Главным врагом являются пластмассы, выделяющие токсичные пары при сжигании и создающие другие проблемы на свалках.