Разработка нового самолета, призванного заменить Ту-134 и Як-42, заняла 34 года и стоила 4 миллиарда долларов. Серийное производство Ту-334 от ТУПОЛЕВА так и не началось.
Туполев Ту-334 представлял собой передовой российский авиалайнер, созданный для замены устаревших моделей Ту-134 и Як-42. В ходе разработки предполагалось, что самолет начнет летать в 1995 году под флагом Аэрофлота. Однако проект так и не добрался до коммерческой эксплуатации и был закрыт в 2009 году.
Он обладал потенциалом стать одним из самых эффективных советских авиалайнеров.
В начале 1989 года конструкторы продемонстрировали чертежи нового самолёта. Ту-334 позиционировали как узкофюзеляжный лайнер малой и средней дальности, разработанный по образцу двухмоторного Ту-204. Многие уникальные на тот момент особенности последнего применили в конструкции Ту-334, включая крыло и кабину пилотов. Фюзеляж сделали немного шире, но короче, чем у гораздо более крупного Ту-204.
Новый самолет Туполева отличался от Ту-204 наличием Т-образного оперения с двигателями, размещенными по бокам хвоста фюзеляжа, а не под крыльями.
С феноменально высокой для конца 1980-х годов топливной и аэродинамической эффективностью. Ту-334 обещало светлое будущее. .
Разработка Ту-334 началась в начале 1990-х годов, но двигалась медленно из-за финансовых трудностей, возникших после распада Советского Союза. В конце концов, прототип был продемонстрирован на Московском авиасалоне в августе 1995 года.
Первый полет лайнера состоялся только спустя более четырех лет. Российский «Сертификат типа воздушного судна» был получен 30 декабря 2003 года — более чем через 14 лет после утверждения. В 2007 году Ту-334 участвовал в авиасалоне МАКС в Москве.
Перед Ту-334 развёртывались большие перспективы. За это время предложено было восемь вариантов: комбинированный, удлиненный на 54 сантиметра с увеличенной дальностью полёта, грузовой, работающий на сжиженном природном газе, длинноразмерный (на 390 сантиметров больше оригинала) и несколько моделей с более мощными двигателями.
К декабрю 2006 года «Туполев» получил твердые заказы от семи авиакомпаний и соглашения о намерениях от еще 24. Это позволило бы продать 297 экземпляров Ту-334.
К концу 2008 года более ста авиакомпаний изъявили желание размещать заказы на данный тип самолета.
Иран планировал к 2011 году начать сборку самолетов в своей стране и серийное производство в 2015 году. С учетом спроса «Туполев» объявил, что российская сборка начнется не позднее января 2009 года, но этой цели так и не удалось достичь.
В июле 2009 года работы завершились позже намеченного срока. проект Ту-334 был приостановленРазработка самолёта, продолжавшаяся более 34 лет без достижения успеха, была остановлена, предпочтение отдано аналогам — Сухой Суперджет 100 и Ан-148.
Несмотря на то что конструктивное сходство Ту-334 с Ту-204 должно было сократить время и расходы, многомиллионная кампания в итоге оказалась неудачной. Программа растянулась на три десятилетия и обошлась более чем в 4 миллиарда долларов.
Замечательно, что Ту-204, впервые поднявшийся в воздух 34 года назад, продолжает производиться, в то время как Ту-334 ограничился двумя экземплярами и дальше стадии прототипа так и не вышел.