Авиаперевозки считаются самым безопасным видом транспорта, и разработчики непрерывно совершенствуют системы, обеспечивающие безопасность пассажиров и членов экипажа.
Изменения в обучении бортпроводников и пилотов, а также модернизация систем самолета дают пассажирам уверенность, что даже в экстренных ситуациях всё будет хорошо. Вот несколько функций безопасности, о которых не все знают, но которые важны для спокойствия пассажиров.
Начнем с самого, пожалуй, известного.
Крошечное отверстие в иллюминаторе самолета
Зачем оно в каждом окне?
Многим пассажирам нравятся места у окон из-за панорамы во время солнечного дня. Внизу каждого окна есть маленькое отверстие, которое может показаться дефектом. На самом деле оно выполняет важную функцию, связанную с давлением в салоне. Внутри самолета давление повышено для дыхания, и самолету нужно его выравнивать.
Окна современных самолетов обычно состоят из трех слоев оргстекла; внутреннее стекло защищает два других. Система сглаживает разницу в давлении между салоном и внешней атмосферой на высоте 10 000 метров. Выпускное отверстие помогает уравновесить давление.
Под каждым креслом расположена смесь химических веществ.
Бортпроводники перед каждой посадкой напоминают о масках для лица, которые «выбрасываются автоматически» в случае разгерметизации салона для обеспечения кислородом. Из-за этого многие думают, что над каждым креслом расположены небольшие баллоны с кислородом, как у аквалангистов. Однако это было бы непрактично.
При выбрасывании масок смешивают хлорат натрия, пероксид бария и перхлорат калия в необходимой пропорции. Химическая реакция производит кислород, которого хватает на 10–12 минут. Этого времени достаточно для снижения самолета до высоты 3 000 метров и ниже, где воздух безопасен для дыхания.
Огнеупорная конструкция сидений
Несмотря на малую вероятность, может произойти пожар на борту. В случае возгорания в салоне у стюардов есть огнетушители для оперативного устранения опасности. Сиденья также изготовлены из негорючих материалов, чтобы предотвратить и ограничить распространение потенциального пожара. Новые конструкции сидений тестируют, поджигая их жидкотопливной горелкой.
Оборудование для неадекватных пассажиров
Отмена ограничений по COVID-19 оказалась спасением для авиационной отрасли, но ростом агрессивности пассажиров – фактором со знаком «минус». В связи с возможностью выхода из-под контроля любой ситуации на последней линии защиты экипажу доступен комплект удерживающих устройств: пара наручников для «приковывания» нарушителя к креслу до посадки и передачи властям.
Особенная конструкция столиков для еды
Эта деталь почти незаметна и мало кому известна. Но при эвакуации может сыграть важную роль. Большинство авиационных столиков крепятся к спинке переднего сиденья с помощью зажима, который поворачивается во все стороны. Однако пассажиры в ряду у запасного выхода могут обнаружить, что их защелки срабатывают только от окна.
В случае эвакуации необходимо быстро перемещаться по ряду для выхода из самолета. Защелка, свободно перемещающаяся в обе стороны, может случайно повернуться к окну во время движения. После этого стол-поднос раскладывается и полностью блокирует аварийный выход всем, кто находился сзади, что чревато неблагоприятными последствиями в ситуации, когда каждая секунда дорога.