Выяснилось, что большинство самых протяженных взлетно-посадочных полос в Испании были возведены американскими военно-воздушными силами в период холодной войны.
Несмотря на то, что Мадрид, Барселона и Майорка являются наиболее посещаемыми аэропортами Испании, не все они располагают взлетно-посадочными полосами, входящими в число пяти самых протяженных в стране.
аэропорт Мадрид–Барахас, также известный как Адольфо Суарес (MAD)
Мадрид, вероятно, самый известный и значимый аэропорт в Испании. Он начал обслуживать внутренние и международные рейсы 22 апреля 1931 года. Являясь главным аэропортом испанской столицы и ключевым узлом для большинства дальнемагистральных перевозок в стране, аэропорт Мадрид-Барахас впервые применил асфальтированную взлетно-посадочную полосу в 1944 году. Рост авиаперевозок в 1970-х годах и подготовка к Чемпионату мира по футболу 1982 года способствовали развитию аэропорта, и в настоящее время он располагает четырьмя взлетно-посадочными полосами, включая самую длинную – ВВП 18R-36L длиной 4 350 метров, что делает его первым в Испании.
2. Международный аэропорт Сьюдад-Реаль (CMQ)
Международный аэропорт Сьюдад-Реаль (CMQ), расположенный в автономном сообществе Кастилия–Ла-Манча, был открыт в 2009 году после осуществления инвестиций в объеме 1,1 миллиарда евро. Аэропорт, находящийся в частной собственности, работал в течение трех лет, пока компания-владелец не объявила о банкротстве. После приостановки обслуживания лоукостера Vueling в апреле 2012 года было инициировано конкурсное производство. В течение семи лет аэропорт был закрыт, прежде чем вновь начал функционировать в 2019 году, хотя и без регулярных рейсов. Международный аэропорт Сьюдад-Реаль (CMQ) располагает единственной взлетно-посадочной полосой, длина которой составляет 4 000 метров. Она имеет обозначение ВВП 10/28 и является одной из самых протяженных в Европе. Кроме того, эта взлетно-посадочная полоса спроектирована с учетом возможности обслуживания крупногабаритных пассажирских самолетов, таких как Airbus A380.
3. Аэропорт Сарагоса (ZAZ)
Автономное сообщество Арагон является местом расположения аэропорта Сарагоса (ZAZ), находящегося в 273 километрах к западу от Барселоны. Благодаря удобному автомобильному и железнодорожному сообщению, аэропорт успешно привлекает пассажиров. Построенный в 1950-х годах усилиями испанских и американских специалистов, аэропорт Сарагоса, наряду с авиабазами Торрехон (Мадрид) и Морон (Севилья), выполнял роль базы для ВВС США и Испании в период холодной войны. Североамериканское космическое агентство (НАСА) выбрало аэропорт Сарагоса в качестве запасного аэродрома для посадки космических кораблей, что обусловлено наличием длинной взлетно-посадочной полосы. Наибольшая длина ВВП Сарагосы – 12R/30L, составляющая 3 718 метров.
4. Аэропорт Рота (ROZ)
Об этом аэропорту практически никто никогда не слышал, разве что те, кто служил в испанском или американском ВМФ. Расположенный в заливе Кадис, примерно в часе езды к западу от Севильи, аэропорт Рота входит в состав военно-морской базы Рота — совместного испано-американского комплекса, включающего военно-морскую станцию и авиабазу. В период наивысшего развития во время холодной войны в Роте проживало 16 000 американских военнослужащих и членов их семей. Во время войны в Персидском заливе Рота служила для ВВС США в качестве точки дозаправки самолетов C-5 и C-141, возвращавшихся с Ближнего Востока. В настоящее время на базе базируются четыре эсминца класса «Aegis» и подразделение Европейской системы противоракетной обороны НАТО. Взлетно-посадочная полоса в Роте, имеющая обозначение 10/28, имеет длину 3 690 метров.
5. Мадрид–аэропорт Торрехон (TOJ)
Несмотря на значительное число международных авиарейсов, аэропорт Барселона-Эль-Прат имени Хосепа Тарраделласа (BCN) не вошел в число пяти аэропортов с самыми длинными взлетно-посадочными полосами в Испании, что стало разочарованием для некоторых экспертов. Наиболее протяженная взлетно-посадочная полоса аэропорта Барселоны, 07L /25R, имеет длину 3 553 метра, что располагает ее лишь на седьмом месте после авиабазы Морон в Севилье.
Ранее бывшая база американских ВВС, аэропорт Мадрид–Торрехон (TOJ), сейчас функционирует как испанский военный объект, где дислоцирована эскадрилья истребителей F-18. На территории аэропорта также находятся самолеты, принадлежащие правительству Испании, которые используются премьер-министром и королем страны. Помимо военного назначения, аэропорт Мадрид–Торрехон имеет гражданскую зону для обслуживания частных самолетов представительского класса. Самая длинная взлетно-посадочная полоса в TOJ, обозначенная как 02/20, имеет длину 3 597 метров.