Об агентстве «Геометрия» скандал разгорелся, став объектом обсуждения. сюжета На телеканале РЕН ТВ рассказали о пострадавших от компании, которая продавала туры. В чате собралось как минимум 11 человек, возмущенных тем, что менеджер фирмы отказалась оформлять явку с повинной в полицию. Не это единственный сигнал о проблемах – накануне редакция получила еще один телесюжет. Авторы разыскали виновных в «падеже» турагентств и рассказали, что можно сделать.
Клиент компании «Геометрия», лишившийся отдыха из-за ситуации с бронированием туров, оценил общую сумму задолженности в 5 миллионов рублей. В чате пострадавших сейчас 11 человек. Туристы в разное время заказывали у менеджера агентства Дианы Радович туры за границу. Позже выяснилось, что Диана не переводила полученные от клиентов деньги туроператорам. В результате туры не состоялись, а возвращать деньги Диана не спешит.
4 декабря обманутые туристы вместе со съемочной группой телеканала РЕН ТВ пришли в офис агентства. На рабочем месте находилась Диана Радович, но она заявила, что с 20 октября не является сотрудницей «Геометрии» и отвечает на звонки только для связи с теми, перед кем у фирмы остались невыполненные обязательства. Среди пострадавших есть человек, купивший у нее тур уже в ноябре.
— Почему не забронировали нам тур? — спросили Диану. — Да, я получила деньги, затем передала это другому человеку, и что-то пошло не так.
Менеджер согласна вернуть деньги всем клиентам с 16 по 31 декабря. Мама Дианы якобы продает квартиру, чтобы оплатить долги. Туристке не верится в эту историю, кроме того, выяснилось, что директором «Геометрии» является ее мама.
Сюжет РЕН ТВ повествует о менеджере, которая согласилась обратиться в полицию и дать явку с повинной, однако у дверей отделения отказалась от этого решения. Адвокат по телефону советовал ей воспользоваться правом не свидетельствовать против себя (ст. 51 1. Конституции РФ). Туристы написали коллективное заявление в полицию, статус ему пока не присвоен.
Менеджер Диана Радович не ответила редакции на запрос ко времени публикации данного материала.
Телеканал 78.ru освещает еще одну историю о туристическом агентстве, которое обмануло клиентов. В Санкт-Петербурге турагентство «Винтаж» не отправило на отдых более 70 человек. О сумме долга не сообщается. Гендиректор Ольга Жигарёва признает задолженность перед туристами, но не уточняет сроки возврата денег. Разочарованные клиенты обратились в полицию и подали иски в суд.
В этом году произошло несколько подобных скандалов с нарушением обязательств перед туристами. «Лайф Тревел» в Люберцах и «Лига путешествий» в Москве.
Среди турагентств есть достаточно известные компании отрасли, проработавшие на рынке от пятнадцати до двадцати лет, с высокими продажами и хорошей репутацией у туроператоров. Например, по открытым данным, ООО «Геометрия» основано в 2009 году, а ООО «Турагентство “Винтаж”» – в 2014-м. Обе компании сотрудничали со многими туроператорами и не имеют задолженностей по налогам.
Предположительно, в турфирме из-за каких-либо причин возник кассовый разрыв. Директор перестаёт его контролировать. «Это вопрос финансовой и кассовой дисциплины. Сначала агентства восстанавливают аннулированные из-за неоплаты заявки у туроператоров по большей стоимости. У меня есть примеры турфирм, которые доплачивали за своих клиентов 200–300 тыс. рублей. Хотя единственный верный вариант был бы вернуть туристу деньги, – говорит юрист Игорь Косицын. – В итоге этот кассовый разрыв увеличивается как снежный ком. Когда он становится “неуправляемым”, начинаются невылеты туристов».
Туристы для возврата средств чаще всего обращаются в суд к туроператору. Юрист сети «Розовый слон» Мария Чапиковская отметила: «В случае наличия договора и бронирования у туроператора, суд взыскивает деньги с туроператора, а тот уже извлекает их из средств турагента».