В среду Правительство России представило Госдуме большой пакет изменений налогового законодательства, включая замену курортного сбора туристическим налогом. Последний планируется ввести по всей стране.

Решение о введении налога и его ставка остаются за муниципальными властями. Власти могут уменьшить установленную ставку. Министерство финансов предложило, чтобы в первый год действия налога он не превышал 1% от стоимости размещения. Постепенно, до 2029 года, ставка будет повышаться – до 5% (не больше). Доходы от налога планируется оставлять в муниципалитетах, где находятся отели. Некоторые категории туристов будут освобождены от уплаты налога.

Закон определяет максимальную налоговую ставку, муниципалитеты могут ее снизить, к примеру, до 0,5%. В регионах возможно установить льготы, например, не взимать налог при размещении детей, многодетных семей, ветеранов и местных жителей. Регионы могут вовсе отказаться от дополнительного налога. Это обусловлено региональными программами развития туризма: нужны ли средства для туристической инфраструктуры, сколько действующих гостиниц, какая налоговая нагрузка – всё это учитывается, — прокомментировал основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов.

В Минфине сообщили о доработке поправок, учитывающих предложения парламента и бизнеса. Руководитель Центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян подсчитал, что новый налог в среднем добавит к существующей фискальной нагрузке гостиниц 63%.

В разных регионах сумма налога будет существенно различаться. В Ставропольском крае 5% от доходов окажутся в четыре раза больше текущей налоговой нагрузки. К этому добавится повышенный налог на прибыль, имущество, землю и НДС для упрощённой системы налогообложения. Поэтому объекты на общей системе налогообложения, не являющиеся санаториями, которые в среднем по России в 2022 году несли фискальную нагрузку 15%, к 2029 году понесут 22%. написал

Инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo 5* Виктория Шамликашвили считает, что введение туристического налога при уже низкой маржинальности отельного бизнеса еще больше ее снизит. Будет решена проблема сбора денег в краткосрочной перспективе. Однако это может стать миной замедленного действия для развития туризма. Ответ – не в точечных решениях, а в широком налоговом маневре с отраслевым подходом по налогам для всех категорий отелей независимо от звездности и местоположения.

По мнению Дарьи Ковалевской, управляющей федеральной сетью отелей и апартаментов, с новыми ставками гостиницам проще закрыться, потому что зарабатывать будет сложно: «Государство одной рукой развивает отрасль, другой – губит. Увеличение фискальной нагрузки необоснованное. Налоговая в своих отчетах показывает, что рентабельность гостиничного бизнеса одна из самых низких – около 6%. Что такое 1% от выручки? Это шестая доля от прибыли. Тем более, мера предполагает к 2029 году увеличение фискальной нагрузки до 5% – получается, нужно отдать всю прибыль».

Гостиницы вынуждены будут перенести издержки на постояльцев, что приведет к росту стоимости отдыха в России. Это вызовет недовольство туристов, которым и так сложно оплатить отдых в некоторых регионах, особенно южных. Бизнес сталкивается с повышенным давлением инфляции на большинство товаров и услуг, используемых при размещении гостей. По оценке Дарьи Ковалевской, стоимость среднесуточного размещения может вырасти от 5 до 12%.

В связи с тем, что туристический налог для отелей фактически будет включен в цену услуг размещения, уже демонстрирующие стремительный рост, доступ к классифицированным КСР для обычных граждан станет ещё сложнее.

Изменение законодательства сделает гостиничную отрасль менее привлекательной для инвесторов, которые и так сегодня её считают не самой прибыльной. Планы по строительству новых отелей окажутся под угрозой, что может привести к невыполнению поручения Президента РФ к 2030 году увеличить вклад туризма до 5% ВВП и довести число турпоездок до 140 миллионов в год.

Проблемы не исчерпываются этим. Анализируя действие курортного сбора в нескольких регионах, специалисты пришли к выводу, что значительная часть размещения, таких как гостевые дома, апартаменты, квартиры и так далее, не числятся ни в каких реестрах и сбор не уплачивают. Это создаёт диспропорцию на рынке и перенаправляет инвестиции в «серую» зону – выгоднее построить несколько маленьких гостевых домов, чтобы платить меньше налогов. «Вопрос в том, смогут ли фискализировать частный сектор или новая нагрузка ляжет исключительно на реестровые гостиницы», – указывает Георгий Мохов.

Законодательство, касающееся налогообложения, оказывает влияние на деятельность гостиниц.

Во время второго чтения законопроекта будут рассматриваться все эти вопросы. Это случится 6 июля.